Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
  русский | english
Туризм
Общество » Туризм » Анализ тенденций и проблем туристической отрасли Мурманской области

Анализ тенденций и проблем туристической отрасли Мурманской области

Состояние туризма в Мурманской области отражает уровень экономического развития региона и его хозяйственного потенциала, которые является определяющим фактором развития туристической деятельности. Туризм представляет собой одну из форм межрегиональной и международной торговли услугами, поэтому уровень его развития в регионе является также индикатором состояния региональной экономики.

Другим важнейшим фактором выступает потенциал туристских ресурсов региона, качественные и количественные характеристики его компонентов. Использование, сохранение и приумножение потенциала туристских ресурсов определяются деятельностью совокупности отраслей материального производства и социальной инфраструктуры, ориентированных на рынок туризма в регионе и в меньшей степени деятельностью отраслей, непосредственно обслуживающих туристов.

В настоящее время в регионе сформировалась сфера частного туристического бизнеса, состоящая из различных организаций, располагающих туристскими ресурсами, которые производят и реализуют туристические услуги и товары. В 2002 г. на территории Мурманской области зарегистрировано 52 туристические фирмы, выдано 66 лицензий на осуществление туристской деятельности, из них 28 туроператорских лицензий, 38 турагентских.

Не смотря на кризисное состояние экономики в период с 1997 г. по 2002 г. для туристического бизнеса области характерно поступательное и сравнительно динамичное развитие. В 2001 – 2002 гг. наблюдаются положительные среднегодовые темпы роста туристско-экскурсионных услуг в то время как сфера платных услуг области имеет отрицательные темпы.

Количество выданных лицензий выросло в 4 раза, число фирм, осуществляющих туристическую деятельность – в 4,1 раза. Доля туристских фирм в общем количестве малых предприятий области увеличилась с 0,8,9% в 1999 г. до 1,5 % в 2001 г. По сравнению с 1999 г. численность занятых в туристских фирмах увеличилась в 3,1 раза; выручка туристических фирм по данным статистики выросла в 1,65 раза. Сумма собственных средств, направленных на развитие туристских предприятий за три последних года (2000 – 2002 гг.) составила 33,11 млн. руб.

По сравнению с 1999 г. общее число туристов, принятых и отправленных туристическими фирмами области увеличилось в 1,89 раза, в том числе: количество туристов, принятых из-за рубежа – в 2,6 раза, отправленных за рубеж – в 8,9 раза, оправленных в другие регионы Российской Федерации - 2,45 раза.

Туристические фирмы размещены по городам и административным области неравномерно: 36 (73%) из 49 фирм находятся в областном центре – г. Мурманске, 4- в г. Апатиты, по 2 в городах Кировск и Полярные Зори, по 1 - в п.г.т. Никель, п.г.т. Умба, в городах Кандалакша, Мончегорск, в Кольском районе. Отсутствуют туристические фирмы в г. Оленегорске, а также в ЗАТО и в приграничных населенных пунктах.

Туристические фирмы, принимающие туристов из – за рубежа и других регионов нашей страны, то есть фирмы экспортирующие региональный туристический продукт, явились катализатором процесса агломерации дополняющих друг друга видов деятельности в туристской сфере. В сферу экономики туризма региона сегодня вовлечены организации и предприятия, оказывающие услуги по размещению туристов, перемещению по территории региона, рекламные и сбытовые, экскурсионные, оформлению документации, страхованию, медицинскому обслуживанию, информационному обеспечению, услуги связи, по удовлетворению культурных запросов, деловых и научных интересов, охране природы, исторического и культурного наследия, продаже товаров и другие.

В настоящее время в Мурманской области насчитывается 56 предприятий гостиничного типа на 4140 мест; 57 специализированных предприятий (санаториев-профилакториев, туристических баз, баз отдыха, включая ведомственные, домов охотника), 3 театра, 6 музеев, 6 игорных и развлекательных заведений, 851 спортивных сооружений. На полуострове 3 заповедника, 10 заказников, 52 памятника природы. Уровень сервиса в гостиничной сети в целом по области (за исключением некоторых гостиничных предприятий) не отвечает достигнутому в зарубежных странах с рыночной экономикой. Доля гостиничных номеров без удобств составляет 23 % от общего их числа, доля номеров класса «люкс» только 11 %, в столице области – г. Мурманске находится 65 % гостиничных номеров класса «люкс».(Приложения 3, 4, 5)

Для формирующегося рынка туристических услуг Мурманской области присущи следующие параметры и тенденции.

Для потенциального рынка туристических услуг характерен чрезмерный спрос, превышающий предложение, что обусловлено следующими факторами:

  • высокий природно-географический и культурно-исторический потенциал туристских ресурсов региона;
  • высокая потребность местного населения в оздоровлении и туризме в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями жизнедеятельности;
  • отличительные особенности демографической структуры населения региона, для которой характерна высокая доля детей и молодежи;
  • история развития туризма в регионе;
  • близость к международным рынкам туристских услуг и др.
Однако для потребителей присуща только одна составляющая спроса - потребность, поэтому в регионе сложился «спящий» рынок туристских услуг. Другая составляющая спроса, позволяющая превратить потенциальный рынок в реальный - платежеспособность - имеет тенденцию к падению.

Емкость потенциального рынка в год при современном уровне развития инфрастуктуры индустрии туризма составляет 350 - 400 тыс. чел. - потенциальные потребители - жители Мурманской области - и не менее 100 тыс. чел. - путешественников из других регионов России и зарубежных стран.

Емкость реального рынка в 2000 г. – 130 тыс. чел., из них : примерно 40 тыс. чел.– выездной туризм, более 38 тыс.чел. - въездной (зарубежные путешественники) и около 50 тыс. чел. - внутренний и въездной (российские регионы).

Проблемы туристского комплекса Мурманской области можно сгруппировать следующим образом:

Проблемы использования потенциала природных туристских ресурсов. К ним относятся:

  • проблема не использования природных рекреационных ресурсов в связи с существованием системы закрытых территорий и ведомственных ограничений на посещение их иностранными и российскими туристами;
  • истощительное использование природных рекреационных ресурсов без соблюдения нормативов антропогенной рекреационной нагрузки в «зеленых зонах» населенных пунктов;
  • фактическое отсутствие охраны особо охраняемых природных территорий и, прежде всего, памятников природы;
  • антропогенное загрязнение окружающей природной среды и другие.
Проблема формирования туристского рынка региона:
  • емкость рынка туристских услуг жестко коррелирует с доходами населения и его возрастной структурой;
  • уровень туристских услуг, удовлетворяющий потребностям клиентов, сравнительно выше, чем в других секторах российской экономики; для выездного туризма он соответствует международным стандартам;
  • часть, извлекаемого социально-экономического эффекта от наиболее доходных видов туризма, изымается и обращается в теневой сфере экономики;
  • туристский бизнес в регионе не конкурентоспособен по всем видам туризма по сравнению с зарубежными конкурентами и российскими лидерами национального рынка, которые осваивают туристский рынок региона,
  • наблюдается тенденция включения в портфель крупных российских корпораций сферы туристского бизнеса посредством приобретения туристских, спортивных и рекреационных объектов и другие.
Проблема административного и информационно- аналитического обеспечения:
  • в областном центре г. Мурманске и в муниципалитетах отсутствуют управленческие структуры, наделенные полномочиями и функциями по регулированию проблем туристических фирм;
  • орган управления туризмом не обеспечен кадровыми и финансовыми ресурсами, адекватными задачам.
  • мониторинг и информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного регулирования сферы туризма не обеспечено трудовыми и материальными ресурсами
  • не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов и другие.
Проблема нормативного обеспечения формирования сферы туризма:
  • нормативная и законодательная база по проблемам туризма не соответствует уровню развития туристического рынка и достигнутому уровню рыночных отношений в стране, не учитывает особенности международного и межрегионального сотрудничества;
  • не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными природными территориями;
  • отсутствуют региональные стандарты и правила по проектированию и застройке рекреационных природных территорий и объектов в районах Крайнего Севера и другие.

       

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru