|
|
Основные положения стратегии развития туристической отрасли Стратегия развития туристической отрасли в Мурманской области базируется на основных положениях «Стратегии устойчивого развития в Российской Федерации» (1999 г.), « Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 гг.), новой «Концепции развития туристической деятельности в РФ» (2002 г.), «Стратегии развития Северо-запада Российской федерации» (2001 г.) и «Основных положениях стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. (2002 г.). Туризм в Мурманской области можно рассматривать, как альтернативу другим видам бизнеса на европейском Севере России, его развитие будет способствовать изменению структуры хозяйства в сторону уменьшения зависимости от сырьевой направленности экономики. Развитие туризма является органической частью государственной стратегии России и северных регионов в условиях трансформации экономики, направленной на сокращение разрыва с другими странами в уровне развития индустрии досуга и развлечений. Развитие сектора туризма следует рассматривать как реализацию возможности интеграции российского туризма в мировой рынок туристических услуг. Возможные виды туризма в регионе соответствуют модели потребительского поведения формирующегося среднего класса России, они привлекательны для зарубежных туристов. Экосистемы имеют крайне низкий ассимиляционный потенциал и хозяйственную емкость, что обусловливает необходимость развития экологически безопасных видов туризма. Экологическая обстановка в основных рекреационных районах области отвечает требованиям, предъявляемым к условиям организации индустрии туризма. Мурманская область обладает набором туристских отраслей и предприятий, обладающих конкурентоспособным потенциалом роста. Они образуют полюса или точки, рост которых стимулирует рост других предприятий и отраслей. Стратегическими целями в развитии сектора туризма в Мурманской области является повышение качества жизни населения региона за счет удовлетворения потребностей населения в отдыхе, оздоровлении и в путешествиях, рост объема продаж туристского продукта и формирование конкурентоспособного туристского рынка, сохранение и приумножение потенциала туристских ресурсов региона. Основу ресурсного потенциала туризма Мурманской составляют природные рекреационные ресурсы и уникальные памятники природного и культурно-исторического наследия, которые являются необходимым условием для развития устойчивого туризма и основой для создания конкурентного преимущества сектора туризма на Европейском Севере России и в Северо-Западном федеральном округе. Европейский Север России обладает культурно-историческими памятниками мирового значения (Кижи, Валаам, Соловецкие острова, Великий Устюг, Каргополь, Малые Карелы, центр Вологды, Кирилло-Белозерский монастырь), их туристическое использование создаст конкурентное преимущество сфере туризма региона на межрегиональных и международных туристских маршрутах. К группе факторов, которые повышают потенциал развития туризма в области, также относятся географическое положение, относительная близость к центрам туризма России (Санкт-Петербург) и Скандинавии, доступность с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных видов транспорта, удовлетворительная оснащенность туристской инфраструктурой, гомогенность населения. Туристские природные ресурсы региона имеют объективные и субъективные особенности, которые необходимо рассматривать как факторы, ограничивающие развитие сферы туризма и ее прибыльность. В группу объективных факторов входят: недостатки монополистической конкуренции, как модели рынка туристских услуг, низкие показатели допустимой рекреационной нагрузки, высокий уровень загрязнения окружающей природной среды в некоторых районах расположения туристских и рекреационных объектов. Субъективные факторы обусловлены несовершенством системы управления туризмом в России на всех уровнях; несовершенством налогообложения малого и среднего бизнеса; депрессивностью экономики в районах расположения туристских объектов. Потенциал туристских ресурсов Мурманской области и европейского Севера в целом находится под угрозой уничтожения вследствие отсутствия у его владельцев (федеральный центр, субъекты федерации и муниципалитеты) механизмов, средств и политической воли для его сохранения и поддержания. В перспективе для развития туризма в Мурманской области возможны следующие угрозы из внешней и конкурентной среды:
1. Создание межведомственного координирующего органа при Правительстве Мурманской области для принятия сбалансированных решений по проблемам туристического комплекса региона, международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, пользования землей и рекреационными природными ресурсами. 2. Подготовка и внесение на рассмотрение Областной Думой проектов законодательных актов « О государственной поддержке и др. 3. Организация и реализация разработки «Стратегии развития туризма в Мурманской области до 2015 г.» и целевой региональной программы по развитию туристической индустрии на период до 2010 г.». 4. Поддержка туристической сферы туризма в рекламной и выставочной деятельности и др. Развитие институциональной инфраструктуры туризма позволит увеличить импорт турпродукта, что повлечет за собой рост объема услуг в 2005 г. в 1,29 раза по сравнению с 2000 г., число туристов, принятых из-за рубежа увеличиться в 1,32 раза, число фирм – в 4 раза. Рост числа туристских фирм произойдет в случае закрепления за цивилизованным частным туристическим бизнесом в форме аренды наиболее ценных рекреационных туристских территорий. Общее число туристских фирм в Мурманской области достигнет 163 – 200, среди них по-прежнему будут преобладать малые фирмы со средним числом занятых от 5 до 10 чел. в расчете на одну фирму. Среднемесячная заработная плата работников занятых в сфере въездного туризма будет превышать по величине среднюю по промышленности, в фирмах, отправляющих граждан за рубеж и за пределы области, она будет ниже средней по промышленности. Число занятых в туристическом частном бизнесе вырастет к 2015 г. соответственно по сценариям в 2,8 раза.
| |||||
© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте | По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru |