Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
  русский | english
История Кольского края
История » История Кольского края » Кольский край в советскую эпоху

Кольский край в советскую эпоху
(1921 - 1991 гг.)

С завершением Гражданской войны началось восстановление разрушенного революцией хозяйства Кольского полуострова.

И первоочередным объектом восстановления стал транспорт, игравший для Кольского полуострова особую роль, связывая его с центром страны, и одновременно обеспечивая связь России с Европой. С этой целью в мае 1923 г. постановлением Совета Труда и Обороны был создан Мурманский транспортно-промышленный и колонизационный комбинат, куда вошли Мурманская железная дорога и расположенные вблизи торговые порты и предприятия. Комбинат получил в свое распоряжение огромную, прилегающую к линии железной дороги площадь в 3 млн. гектаров и право использовать все природные богатства, начиная от вырубки леса и добычи полезных ископаемых и заканчивая ловлей рыбы и промыслом зверя. На вырученные от этой деятельности средства комбинат стал восстанавливать железную дорогу, закупать за границей оборудование, заселять край «колонистами». Восстановление дороги шло быстро, о чем свидетельствовала и высокая награда - орден Трудового Красного Знамени, врученный железнодорожникам в 1923 г.

Возрождались и северные порты в Мурманске, Ковде, Умбе, Кандалакше. В Кольский залив пошли пароходы с английским углем, египетским хлопком, американскими тракторами и станками. Одновременно из Мурманска начали ходить караваны в устья сибирских рек.

Основной отраслью народного хозяйства края продолжали оставаться рыбные промыслы. В 1924 г. был создан Северный государственный рыбный трест (СГРТ) с двумя базами - в Мурманске и Архангельске. Севгосрыбтрест строил в Мурманске причалы для тралового флота, который стал постепенно переводиться в незамерзающий Кольский залив. В результате траулеры, базирующиеся в Мурманске, стали определять погоду на рыбном промысле.

Экономика центральной части же Кольского полуострова носила натурально-патриархальный характер. Почти всю продукцию оленеводства лопари-саамы, коми-ижемцы и ненцы-самоеды потребляли сами: мясо шло в пищу, шкуры - на одежду и обувь.

В конце 20-х годов на Мурмане началась индустриализация. В Мурманском и Кандалакшском портах (они входили в систему колонизационного комбината) появилась новая техника: плавучие и береговые краны, мощные лебедки, автомобили и тракторы. В Кольском заливе курсировали ледокол и три буксира, велись судоремонтные работы в плавучем доке. Росли береговые предприятия - первые цехи рыбокомбината, судоремонтный и бондарный заводы.

В предвоенные годы в нормально действующую транспортную магистраль превращался Северный морской путь. Особенно активно эта задача стала решаться после того, как в декабре 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть) во главе с академиком О.Ю. Шмидтом. Мурманск стал крайней западной базой в освоении Арктики: именно отсюда в августе 1933 г. ушел в поход знаменитый «Челюскин».

Индустриализация оказала свое влияние и на центральные районы полуострова. Увеличилось число геологических и научных экспедиций, были открыты новые полезные ископаемые в Хибинах, в Монче-тундре, Ловозерских тундрах.

На основе разведанных запасов формируются новые отрасли промышленности: в Хибинах возник горно-химический трест "Апатит", в Кандалакше строился химкомбинат, на Ниве сооружалась гидростанция, в Зашейке - лесокомбинат. К концу 1938 года завершилось сооружение первой очереди Мончегорского медно-никелевого комбината. Весной 1940 года началось производство кобальта.

Вокруг промышленных узлов возникали рабочие поселки и города. На Кольский полуостров приезжали тысячи людей. Среди них были завербованные в средней полосе рабочие (из Вологодской, Псковской, Пензенской, Владимирской областей), приехавшие по разнарядке или по собственной воле специалисты из Ленинграда и Архангельска. Но было много и репрессированных. Семьи раскулаченных составляли большинство населения Хибиногорска (Кировска), Нивастроя, совхоза "Индустрия". Широко использовался и подневольный труд заключенных.

Вслед за индустриализацией на Мурмане стала проводиться коллективизация.

Первые объединения появились здесь еще с началом 20-х годов, но это были кооперативные организации. С их помощью в становищах Мурманского берега и в селах Терского района появлялось все больше моторных судов. Улучшалось снабжение рыбаков снастями, наживкой, солью, спецодеждой, продуктами питания. Кооперация не только обеспечивала поморов всем необходимым и помогала сбывать выловленную рыбу, но и предоставляла кредитные средства.

В 1929 г. на побережье Мурмана началась массовая, а вслед за ней и сплошная коллективизация рыболовецких хозяйств, в результате которой к 1936 г. было создано более 30 колхозов, в которых было объединено 2500 рыбаков. При создании колхозов, как правило, нарушался принцип добровольности, проявлялись спешка, погоня за процентным показателем вовлеченных в колхозы. Не всегда учитывались местные условия и национальный состав населения. Тем не менее, часть рыболовецких колхозов сразу встала на ноги (в Варзугё, Кузомени, Ура-Губе). Сказался давний опыт артельной работы.

Коллективизация заметно изменила жизнь терских поморов и мурманских колонистов: увеличились объемы промысла (если в 1930 г. вылавливалось 63 тыс. центнеров, то в 1932 г. - 164 тысячи), рыбаки стали жить обеспеченнее (колхозники рыболовецких артелей имели неплохие по тем временам заработки: 250-270 рублей в месяц), в селах и становищах появились клубы и библиотеки, школы и больницы. В быт рыбаков вошли электричество, радио, газеты и книги.

В то же время огромный урон рыболовецкой отрасли нанесли репрессии 30-х годов: были арестованы и расстреляны десятки председателей колхозов, бригадиров, капитанов мотоботов. Полностью были ликвидированы финские и норвежские колхозы.

Одновременно с коллективизацией рыболовецких хозяйств в Мурманском округе стали создаваться оленеводческие колхозы и совхозы.

Первые волна объединения прошла весной 1929 года в Ловозерском районе. Но как только летом оленеводы ушли в тундру, колхозы практически распались. Каждый забрал своих оленей и двинулся на свой родовой участок рыболовства и ягельников.

Весной 1930 года началась вторая волна, в ходе которой было создано 14 артелей, объединявших почти всех оленеводов восточной части полуострова (Понойский район) и половину населения центральной Лапландии (Ловозерский район). Наиболее крупными колхозами были «Тундра» в Ловозере и «Север» в Поное.

Колхозное строительство в тундровых районах так же, как и на побережье, проходило административно-командными методами, нарушался принцип добровольности. Значительная часть объединений создавалась формально, на бумаге. Наблюдалось стремление обобществить всех оленей, чтобы создать сразу большие артельные стада.

Однако к концу 30-х годов оленеводческие колхозы и совхозы стали постепенно крепнуть: росли стада и доходы, наряду с оленеводством в селах стали заниматься рыболовством, земледелием, разводить овец и свиней. менялся быт оленеводов, переходивших на оседлый образ жизни. Появились целые колхозные поселки. Оленеводы стали получать зарплату и деньгами, и натуральными продуктами. Менялась одежда, улучшилось питание саамов: на столе постоянно были хлеб, сахар, масло, чай.

Но и тундру не обошли репрессии 30-х годов. В 1938 г. в Ловозерском и Саамском районах были «раскрыты» т.н. «саамские заговоры» и десятки самых уважаемых людей тундры (братья Артиевы, Никон Герасимов, Иван Осипов и др.) были расстреляны.

В результате к концу 30-х годов Кольский полуостров стал неузнаваемым - выросла мощная тяжелая промышленность, был реконструирован морской и железнодорожный транспорт, возникла надежная энергетическая база. Люди стали селиться в Заполярье прочно и надолго.

Одновременно росло осознание значения Кольского Севера с точки зрения решения проблем обороноспособности страны. В 1933 г., после приезда на Мурман И.В. Сталина, была создана Северная военно-морская флотилия, в 1937 г. преобразованная в Северный флот (первым его командующим был К.И. Душенов). Началось укрепление сухопутной границы. Все это оказалось как нельзя кстати в период советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг.

Но особенно тяжелые испытания выпали на долю Кольского Севера в период Великой Отечественной войны. Здесь к сентябрю 1941 г. гитлеровские дивизии были остановлены, пройдя лишь нескольких десятков километров за линию государственной границы. Части 14-й и 52-й стрелковых дивизий при поддержке морской пехоты Северного флота не позволили 150-тысячной немецкой армии выполнить директивы Гитлера о выходе к Белому морю, захвате Мурманска и блокаде баз Северного флота. В истории Севера навсегда останутся имена десятков Героев Советского Союза, в том числе дважды Героя – выдающегося советского аса Б.Ф. Сафонова.

  
Дом Культуры после прямого попадания фугасной бомбы

Тогда гитлеровцы обрушились на города и поселки Заполярья массовые бомбардировки: на один Мурманск они сбросили 185300 зажигательных и фугасных бомб. Из 2830 зданий, имевшихся в городе до войны, уцелели 990.

Но несмотря на это, мурманчане продолжали трудиться, помогая фронту лечением раненных, изготовлением оружия, ремонтом военных кораблей и т.д.

Первый союзный караван с военным грузом

Одновременно Мурманск был важной базой по доставке грузов из стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Через него на другие фронты прошло за годы войны более миллиона тонн боевой техники, военных материалов, снаряжения и продовольствия, доставленных морским путем. Порт принял и разгрузил 250 транспортных кораблей союзников, приходивших в составе «конвоев». Руководил всей этой работой уполномоченный ГКО дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И.Д. Папанин.

Осенью 1944 года в Заполярье, прошли наступательные операции советских войск, закончившиеся разгромом гитлеровских войск. Сначала удар по гитлеровцам был нанесен под Кандалакшей войсками 19-й армии под командованием генерала Г.К. Козлова, а в октябре-ноябре была проведена Петсамо-Киркенесская операция, в которой, впервые в мировой истории, в условиях горной местности и арктического моря, с обеих сторон столкнулись 200 тысяч человек. Советскими войсками командовал генерал армии (ставший в ходе операции Маршалом Советского Союза) К.А. Мерецков.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции немецко-фашистские войска были изгнаны за пределы Мурманской области

Петсамо-Киркенесская операция победоносно завершилась изгнанием гитлеровских захватчиков из Советского Заполярья и с территории Северной Норвегии. В ходе операции множество советских военнослужащих за героизм и мужество, проявленные во время борьбы с врагом, были удостоены высоких наград. Дважды Героем Советского Союза стал выдающийся катерник А.О. Шабалин.

Еще в ходе Великой Отечественной войны, наряду с восстановлением жилого фонда и коммунального хозяйства, ремонтом дорог и производственных зданий, началось возрождение рыбной индустрии, лесной, горно-химической и металлургической промышленности.

Реальным вкладом в решение продовольственных проблем того времени должно было стать быстрое увеличение добычи рыбы. И уже в 1947 г. мурманчане превзошли наивысшие довоенные уловы. Во многом это стало возможным благодаря тому, что в послевоенные годы рыбаки Мурмана стали ловить рыбу вдали от родных берегов. Для этого в 1949 г. была создана новая рыболовецкая организация «Мурмансельдь» (позже «Мурманрыбпром»), моряки которой пошли к Шпицбергену и Исландии. Улучшалось и береговое обслуживание рыболовного флота. Возникли новые цеха на Мурманской судоверфи, ускорился ремонт судов. Для нужд рыбной промышленности стал использоваться Кандалакшский механический завод.

Успешно шло на Кольском полуострове развитие тяжелой индустрии. Достиг довоенного уровня производства апатитового концентрата комбинат "Апатит". В декабре 1949 года гидростроители ввели в строй новую гидростанцию на Ниве (Нива ГЭС-3). За высокое качество работ и оригинальные решения девять инженеров "Нивастроя", в том числе и будущий покоритель Ангары Иван Иванович Наймушин, стали лауреатами Государственной премии первой степени.

Восстановил довоенные мощности и комбинат "Североникель". Никель, кобальт, медь Заполярья получили высокую оценку у потребителей не только нашей страны, но и ряда зарубежных государств.

В конце 40-х годов на Кольском полуострове возникли предприятия двух новых отраслей промышленности - железорудной и алюминиевой. На базе открытых еще до войны месторождений железных руд в районе станции Оленья стал расти горно-обогатительный комбинат, а рядом закладывался будущий город Оленегорск. А на юге полуострова, неподалеку от Нивского каскада гидростанций, в 1951 г. был введен в строй Кандалакшский алюминиевый завод.

Восстановив разрушенное, достигнув довоенных уровней производства основных видов продукции, мурманчане стали решать новые задачи.

В 50 – 60-е годы началось перевооружение рыбной промышленности Мурмана. Рыболовный флот стал пополняться большими рыболовными траулерами, которые могли промышлять в море без захода в порт до 70 суток, рефрижераторными траулерами с кормовым тралением и рыбофабрикой, способными не только увеличивать добычу рыбы, но и перерабатывать ее в открытом море, доставляя на берег готовую пищевую продукцию. Развитию этой сферы способствовало создание в 1965 г. еще одного рыболовного флота – «Севрыбхолодфлота».

Все больше минеральных удобрений требовало сельское хозяйство, поэтому государство не жалело средств на расширение Хибинского комплекса. Были пущены в эксплуатацию 3 новых мощных рудника Юкспорский (1954 г.), Расвумчоррский (1963 г.) и Центральный (1964 г.), реконструировалась апатито-нефелиновая обогатительная фабрика. Для ведения строительных работ в Хибинах в 1953 г. был создан строительно-монтажный трест «Апатитстрой». В результате в 1958 г. комбинат «Апатит» дал руды почти в три раза больше, чем в 1951 г.

Успешно шло развитие предприятий черной и цветной металлургии. В 1955 г. вступил в строй Оленегорский горно-обогатительный комбинат. Началось освоение Ковдорского железорудного месторождения. Комбинаты «Североникель» и «Печенганикель» успешно справлялись с государственными заданиями, набирал темпы Ловозерский ГОК.

50 - 60-е годы - время бурного энергетического строительства. Возводились отдельные гидростанции и целые каскады, такие как на пограничной реке Паз: в 1951 г. там была пущена гидростанция в Янискоски, в 1956 г. - в Раякоски, 1959 г. - Кайтакоски и 1963 г. - подземная Борисоглебская. Началось сооружение трех гидростанций Ковдского каскада (Княжегубская, Кумекая и Иовская ГЭС), Кольской атомной электростанции и приливной станции в Кислой Губе.

В 1964 г. вступила в строй электростанция на верхней Туломе. Здесь, как и на Борисоглебской станции, бок о бок трудились мурманчане и рабочие-иностранцы (на первой - финны, на второй - норвежцы).

Пионеры вручают цветы приехавшему в Мурманск Н.С. Хрущеву. 1962 г.

В 60-х годах Мурманск посещали первые лица государства: Н.С. Хрущев - в июле 1962 г., а Л.И. Брежнев - летом 1967 г. Во время этих визитов решались проблемы в основном экономического развития Мурмана: пути роста мощностей рыбной промышленности, вопросы внешнеторговых связей и освоения Арктики, неотложные задачи горнорудной промышленности, увеличение производства минеральных удобрений, железного концентрата, никеля. Наибольшее внимание при этом уделялось Мурманску. Совет Министров принял два постановления о развитии городского хозяйства областного центра.

Особенно запомнился мурманчанам Н.С. Хрущев, после визита которого уменьшились льготы по оплате труда (по-иному стали начисляться полярные надбавки: раньше было - через полгода, стало - через год).

В то же время, послевоенные годы в Мурманской области - период огромного жилищного строительства.: если в 1940 г. на мурманчанина приходилось в среднем 3,2 м2 жилой площади, то в 1971 - уже 11, а в 1982 - 13 м2. И наконец, если до войны только пятая часть домов на полуострове имела водопровод и канализацию и центральное отопление, то в 70-е годы картина изменилась в корне: 80% домов было благоустроено полностью.

В быт жителей прочно вошло телевидение. С 1957 г. начал работать Мурманский телецентр.

В 60-е и особенно в 70-е гг. годы возросло внимание к сельскому хозяйству Мурманской области. На территории полуострова возникли крупные подсобные хозяйства, несколько десятков совхозов. Прибыльными и рентабельными оказались на полуострове птицеводство и звероводство, молочное животноводство.

А вот оленеводство с очень большими трудностями выходило из кризиса, начавшегося в период второй мировой войны. Если в 1940 г. в области насчитывалось 70,3 тыс. оленей, то в 1945 г. их осталось лишь 42,9 тыс. Часть оленей была мобилизована в военно-транспортные подразделения Карельского фронта, часть забита для снабжения армии и флота. Много животных терялось из-за плохой охраны стад (опытные пастухи ушли в армию и погибли, вместо них работали старики, женщины, подростки), да и волки, которые расплодились в годы войны, оставляли отметины в оленьих стадах. Более десяти лет потребовалось оленеводам, чтобы достигнуть довоенного поголовья, но тут началась кампания по укреплению оленеводческих колхозов и по превращению их в совхозы. Было решено собрать всех жителей тундры в крупные населенные пункты, отказавшись от так называемых "бесперспективных" деревень и погостов, что внесло заметную дезорганизацию не только в жизнь и быт оленеводов, но и производственный процесс.

Тревожные тенденции со второй половины 60-х годов наметились и в сфере промышленного производства. Все чаще не выполнялись задания по повышению производительности труда. Недостаточно высокой была эффективность производства ряда отраслей. Много предприятий и кораблей промысловых флотов не справлялись с планом. В цехах и на участках были часты прогулы из-за пьянства и нарушения трудовой дисциплины. Соревнование все больше превращалось в очевидную формальность.

К концу 70-х годов осложнилась обстановка в рыбном хозяйстве. С одной стороны, многие государства мира ввели ограничения или вообще закрыли свои прибрежные районы рыболовства (на шельфе Канады, у берегов Исландии). С другой, оскудело Баренцево море. Да и рыба пошла иная – упали уловы сельди и трески, исчезла нототения, (Правда, возросли уловы хека, путассу, макроруса и иных видов не столь ценной рыбы). В связи с этим мурманским рыбакам пришлось переходить в ранее неисследованные районы Мирового океана, в условиях квот и международной инспекции.

Изменилась ситуация и во внутренних водоемах Кольского полуострова: предприятия, стоящие на берегах озера Имандры, отравили этот самый большой водоем области, не стало в нем ни семги, ни кумжи, ни сига; исчезла семга и из многих рек.

В 70-е годы продолжалось освоение Арктики: западный сектор ее, от Мурманска до Дудинки на Таймыре, стал районом круглогодичного плавания. Непрерывным потоком на восток шли грузы для Норильского горно-металлургического комбината, а в обратном направлении - медно-никелевое сырье и полуфабрикаты для "Североникеля" и "Леченганикеля". Атомный флот, базирующийся на Мурманск, водил караваны транспортных судов и в восточный сектор Арктики.

Перестройка в СССР, провозглашенная в апреле 1985 г., была воспринята мурманчанами как новый этап в развитии общества, как ликвидация и устранение накопившихся деформаций социализма. Население области поддерживало начинания по устранению причин, сдерживающих развитие народного хозяйства, по приданию заполярной экономике большего динамизма, по полному использованию созданного здесь производственного потенциала. Большинство северян поверило новому руководству страны и лично М.С. Горбачеву.

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев в Мурманске.

Наряду с общими причинами поддержка нового курса объяснялась и тем, что в мае 1985 г. Мурманску было присвоено звание города-героя, а осенью 1987 г. в Заполярье приехал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, по итогам поездки которого было принято специальное постановление, посвященное экономическому и социальному развитию Мурманской области.

Перемены первых лет перестройки, казалось, вполне соответствовали надеждам. Оживилась, в частности, экономическая жизнь Мурмана, приобретя некоторые новые очертания.

На шельфе северных морей широким фронтом шли разведочные работы на нефть и газ. В этой новой для нашей области отрасли хозяйства работали тысячи специалистов. Мурманское морское пароходство продолжало пополняться ледоколами и другими судами для арктического плавания. В торговом порту началось строительство комплекса для перегрузки норильского файнштейна (полуфабрикат никеля). Мурманская область оставалась основным поставщиком сырья для производства суперфосфатных удобрений.

Собственно не только в этой но и других сферах экономики очевиден сырьевой характер развития региона. Истощение запасов сырья, потребовавшее более совершенной, а потому и более дорогостоящей техники для его извлечения, привело к удорожанию производимой продукции, оказавшейся недостаточно конкурентоспособной на рынке. Взятые обязательства по социальным программам еще более осложняли положение.

К тому же рост мощностей предприятий цветной металлургии в Мончегорске и Печенге усиливал экологическую напряженность в области. Она стала предметом международного, в первую очередь в Норвегии и Финляндии, обсуждения.

Все это привело к заметному ухудшению положения населения, а вместе с тем и росту его недовольства. Политика гласности и отказ государства от репрессивных методов воздействия резко расширял возможности распространения оппозиционных взглядов. Большие, нежели во многих других районах, образовательный уровень и ориентация на «западные» ценности (в силу знакомства с жизнью на Западе: близость к границе, контакты моряков) обеспечивали весьма радикальные взгляды значительной части населения. Это вполне отчетливо проявилось в избрании на I съезд народных депутатов в 1989 г. А. Оболенского, известного своим предложением своей кандидатуры на пост Председателя Верховного Совета СССР в качестве альтернативы М.С. Горбачеву. В Мурманской области начинают формироваться политические группы, выступающие за радикализацию реформ. Наиболее заметными эти процессы были в Мурманске и Апатитах, где главным центром оказался КНЦ РАН.

В целом, однако, политическая активность населения была невысокой, а возникавшие политические движения, как правило, были малочисленны и не имели массовой опоры. К тому же, пик политизации, как и по всей стране, приходится на 1989 – 1991 гг., после чего начинается резкий спад. И хотя уровень политических предпочтений Мурманской области, судя по большинству голосований, как правило, весьма близок к Москве и С.-Петербургу, действия в их обеспечение, даже в таких случаях, как августовский путч 1991 г. или октябрьские события 1993 г., ограничивались немногочисленными митингами.

В 1991 г., как и по всей стране, завершился советский период истории Мурмана, имевший для нее громадное значение. Из малолюдного окраинного региона, не имевшего промышленности, Мурманская область превратилась в один из значительнейших и важнейших индустриальных центров страны. Кольский край является надежным обеспечением оборонно-стратегических задач сегодняшней Российской Федерации, которые выполняет на его территории Северный флот. Высокого уровня развития достигли культура и искусство.

Несомненно, трудности последнего десятилетия до некоторой степени затормозили это развитие, однако при всех существующих проблемах область выжила и создала тот запас прочности, который, надеемся поможет ей в ближайшее время вновь сделать твердый и уверенный шаг вперед.

 

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru