|
|
Строительство железной дороги и основание города Мурманска С началом I мировой войны Россия стала испытывать значительный недостаток оружия и боеприпасов. В связи с этим правительство заказало большое количество военного снаряжения в Англии, Франции и США. Поскольку доступ в Россию через большинство имеющихся портов был затруднен (черноморские были закрыты Турцией, а балтийские — Германией, Владивостокский находился слишком далеко от фронта, а Архангельский - надолго замерзал), наиболее возникла необходимость поиска новых путей доставки грузов. В этих условиях выбор пал на расположенный сравнительно близко к странам Запада и доступный для судов круглый год Мурман, в Кольском заливе которого и начинается строительство торгового порта. Место для него было выбрано весьма удачно. Глубина Кольского залива позволяла принимать океанские суда. Длинная и пологая береговая полоса давала возможность соорудить десятки причалов. Воды залива к почти никогда не замерзали (образующийся в особенно суровые зимы тонкий лед большой помехи для судоходства не представлял). Окрестные сопки защищали рейд от ветров. С востока к порту прилегала обширная территория — довольно ровная, с сухим песчаным грунтом, удобная для строительства жилых зданий. Удаленность от открытого моря облегчала оборону порта от нападений вражеского флота. Еще не были достроены первые причалы, а из-за границы стали приходить пароходы с оружием и боеприпасами. Строительство торгового порта вызвало потребность провести к нему от Петрозаводска железную дорогу. Путь протяженностью в 1054 километра предстояло проложить в самые сжатые сроки и в крайне сложных условиях — в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, в крае с суровым климатом, тяжелым грунтом и сложным рельефом (скалистые горы, болота, реки).
Сооружение дороги началось в июне 1915 г. В нем участвовало до 10 тысяч строителей. В землянках и бараках отсутствовали элементарные бытовые удобства. Не хватало продовольствия и теплой одежды. Железная дорога строилась без соблюдения технических норм. И все-таки, несмотря на тяжелые условия уже 23 апреля 1916 г. на участке Мурман — Кандалакша открылось сквозное движение. А вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята во временную эксплуатацию в ноябре 1916 г. Германия, стремясь воспрепятствовать доставке военных грузов в Россию, направила в Заполярье боевые корабли, которые ставили на морских путях мины, топили транспортные суда и обстреливали населенные пункты Мурманского берега. Для организации обороны от вражеских рейдов Морскому ведомству пришлось прислать в северные воды тральщики, миноносцы и крейсеры, поставить у входа в Кольский залив артиллерийские батареи и сетевые заграждения. Из судов, собранных на Мурмане, в июне 1916 г. была сформирована Флотилия Северного Ледовитого океана. В ее состав вошли корабли, прибывшие с Тихого океана - миноносцы «Грозовой» и «Властный», крейсер «Варяг», линкор «Чесма». По договоренности с союзниками на Мурман пришли и суда английского и французского флотов. Для размещения и обслуживания боевых кораблей в Кольском и Иокангском заливах стали сооружаться военно-морские базы. В ходе строительства железнодорожной станции и депо Мурман, торгового порта и Кольской военно-морской базы возникло несколько поселков, которые было решено преобразовать в город, названый Романовым-на-Мурмане в честь Николая II. Официальное открытие города состоялось 21 сентября (по новому стилю — 4 октября) 1916 г.
К весне 1917 г. Романов-на-Мурмане уже насчитывал более 10 тысяч жителей, тогда как в Коле и Александровске проживало не более тысячи в каждом. На проекте город имел четкую планировку проспектов, улиц, площадей и скверов, однако первоначально он состоял из весьма разнотипных беспорядочно разбросанных по всей территории строений — бараков, казарм, изб, землянок, будок, сараев. Таким образом, именно военно-стратегические задачи обусловили переход к активному освоению Кольского края.
| |||||||
© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте | По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru |