|
|
Мурманский морской торговый порт Мурманский морской торговый порт занимает особое место среди северных портов России. С одной стороны это связано с уникальными природно-климатическими условиями и географическим расположением Мурманского порта. С другой стороны - это его история и сегодняшний день, которые чрезвычайно богаты значительными событиями. Многие, но далеко не все знают, что, находясь за Полярным Кругом - на северной широте 68° 58' Мурманский порт, в отличие от других портов Северо-Западного региона России, не замерзает круглый год. Порт сравнительно близко расположен к портам Западной Европы и через него осуществляется выход на трассу Северного Морского Пути. Именно поэтому с момента появления на карте России Мурманский порт приобрел и сохраняет важное стратегическое значение для всей страны. Мурманский морской торговый порт сегодня - это огромный транспортный узел, связавший воедино автомобильный, железнодорожный и морские пути сообщения. Это предприятие с грузооборотом более 10 млн. тонн, со значительным потенциалом и хорошими перспективами для дальнейшего развития. К началу XX-го века Россия располагала всего лишь двумя портами на северо-западе, через которые проходили торговые пути со странами Западной Европы - это Санкт-Петербург и Архангельск. Наиболее дальновидные государственные деятели того времени прекрасно понимали, что для развития экономики страны этого явно недостаточно, так как Архангельский порт открыт для захода судов лишь семь месяцев в году и его пропускная способность незначительна, а замерзающий зимой Финский залив требовал ледокольной проводки судов. Вступление России в августе 1914 года в войну подтвердило самые наихудшие опасения, когда черноморские порты и Санкт-Петербург оказались блокированными противником, а с наступлением зимы прекратилась навигация в Архангельске. Единственным выходом было срочное строительство нового порта на севере России. В конце июня - начале июля 1915 года были проведены первые плановые работы на территории будущего порта, а уже 1 сентября того же года к временной пристани ошвартовался первый пароход "Дротт" с грузом из Нью-Йорка. Таким образом, 1 сентября можно считать днем рождения Мурманского порта. Меньше чем за год был построен участок железной дороги до Кандалакши и по нему пошли первые поезда. В некотором смысле можно сказать, что в те годы было "прорублено второе окно в Европу". Время подтвердило правильность выбора. Благодаря теплому течению Гольфстрим климатические условия в этой части Кольского полуострова относительно мягкие - залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становиться на якорную стоянку практически любым судам - без ограничений по длине или осадке. Именно благодаря наличию порта и железной дороги Россия получила возможность освоения природных богатств Кольского полуострова, на трассу Северного морского пути и к архипелагу Шпицберген. После начала Второй мировой войны через порт шли грузы на Испанию, а в годы Великой Отечественной войны - принимал и разгружал караваны судов стран-союзников. В послевоенные годы порт интенсивно развивался. Строились новые причалы, подъездные пути и перегрузочные комплексы, в порту появлялась новая техника, совершенствовалась технология работ. Широкомасштабное освоение природных богатств Кольского полуострова и регионов Крайнего Севера России, которое происходило в то время, требовало надежного транспортного обеспечения. И порт всегда успешно справлялся с этой задачей. Мурманский морской торговый порт характеризуется следующими общими показателями:
По объему перевалки сухих грузов Мурманский порт прочно удерживает второе место в Северо-Западном регионе после порта Санкт-Петербург и четвертое место по России. Мурманский морской торговый порт - единственный порт на северо-западе России, имеющий возможность обрабатывать суда дедвейтом свыше 140 000 тонн. На территории Мурманского морского торгового порта осуществляют деятельность две стивидорные компании: открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт" и закрытое акционерное общество "Агросфера". Функции портовых властей осуществляет государственное учреждение "Морская администрация порта Мурманск" (МАПМ). Обслуживание и снабжение судов в порту осуществляется силами ЗАО "МАСКО" - малой судоходной компании. На причале № 17 ведется строительство специализированного комплекса для переработки сухих навалочных грузов мелких фракций. Показатели производственной деятельности ОАО "Мурманский морской торговый порт" ОАО "ММТП" было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска. ОАО "ММТП" эксплуатирует 13 причалов и оснащено современной высокопроизводительной перегрузочной техникой: 52 портальных крана грузоподъемностью до 40 тонн, 1 погрузочная машина для перевалки апатитового концентрата производительностью более 1000 тонн в час, 113 единиц автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 32 тонн. Для осуществления вспомогательных операций имеются в распоряжении тягачи, ролл-трейлеры, бульдозеры, тракторы и другая техника. Основная номенклатура грузов, перерабатываемых в ОАО "ММТП":
Грузооборот ОАО "ММТП" за 2002 год составил 9,3 млн. тонн. Наиболее крупные грузопотоки (по итогам 2002 года):
Особое место занимает перевалка угля. Мурманский морской торговый порт является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые. Объем экспорта угля через Мурманск увеличился за последние годы с 217 тыс. тонн в 1995 г. до 5,7 млн. тонн в 2002 г., то есть более чем в 26 раз. Основное направление экспорта - это страны Западной Европы, в частности - Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие. Ежегодно ОАО "ММТП" затрачивает значительные средства на развитие производственной базы и модернизацию основной перегрузочной техники. Учитывая тенденцию дальнейшего роста объемов грузопереработки, нами предпринят ряд мер, направленных на увеличение пропускной способности порта, расширение спектра и качества услуг. Так, за последние два года в Мурманском порту значительно расширены складские площади, проводится планомерная модернизация основного перегрузочного оборудования, проведен комплекс дноуглубительных работ, введены в эксплуатацию 3 специализированные установки для очистки, дробления и сортировки угля, закуплены 4 портальных крана. Благодаря этому появилась возможность осуществлять обработку крупнотоннажных судов типа "Cape Size" дедвейтом более 140 тыс. тонн. Сейчас совместно с итальянской фирмой "Coeclerici Carbometal" разрабатывается проект поставки и введения в эксплуатацию еще нескольких установок для очистки и сортировки кузбасского угля, что позволит значительно повысить его качество и конкурентоспособность на внешнем рынке. В ближайшее время планируется произвести модернизацию причала № 4 путем строительства палов с целью обеспечения возможности приема и погрузки на нем угля на суда типа "Панамакс" грузоподъемностью до 65 тыс. тонн и увеличения пропускной способности причала. Это позволит увеличить объем перевалки угля в порту. Существуют планы и на более отдаленную перспективу. Так, нефтяная корпорация "Лукойл" предполагает начать интенсивную разработку нефтегазовых месторождений Тимано-Печорской провинции. С развитием арктической нефтегазодобычи, естественно, увеличатся потребности в перевозках через Мурманск других народнохозяйственных грузов и для работы в этом направлении у нас имеются необходимые резервы. Мурманский морской торговый порт - один из немногих портов России стабильно работающий на протяжении многих лет подряд и благодаря продуманной стратегии продолжает динамично развиваться. Поэтому мурманские портовики с полным основанием могут гордиться своими достижениями и с уверенностью смотреть в будущее.
| |||||
© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте | По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru |