3.1. Новые политические подходы и социальный масштаб.

Оглавление

История северных этносов и их своеобразных арктических культур является образцом непрерывности и устойчивого развития. Как показывают многочисленные исследования Российского севера, и, в частности, на Кольском полуострове, несмотря на отсутствие ранее национальной политики, а все-таки внутренние значительные резервы этих этнических групп позволили им не только сохраниться, но и использовать открывшиеся возможности для возражения и развития. Этническая устойчивость северных народов, их неразрывная связь со средой обитания с одной стороны, и их ранимость, незащищенность перед политическим произволом, с другой, делают изучение роли и опыта этих народов в поисках путей устойчивого развития особенно важным. Неоднородность освоения и заселение Севера, различная степень исторически сложившейся на данный момент интеграции в среду народов севера, делают особенно актуальной в данном вопросе региональную политику.

Основываться она обязана на досканальном изучении проблемы в своем регионе с опорой на Законы Российской Федерации о правах коренных народов, местном самоуправлении, землепользовании. Очень осложняет данную проблему то, что законодательная база по всем этим вопросам пока существует только в виде проектов.

Исследования современной науки и практики всего человеческого сообщества определили в качестве постулата положение о необходимости сохранения традиционного хозяйства, традиционного природопользования для поддержания культурной самобытности малочисленных народов Севера. С уходом из жизни северных этнических групп неизбежно уйдет и их культурная самобытность и национальная самоидентификация. В связи с этим положением такое научное направление, как этническая экология, должно стать основой в изучении и решении проблем малочисленных народов Севера Мурманской области при решении задачи устойчивого развития региона. Выводы этноэкологии необходимы для определения границ территорий традиционного землепользования, на которые должно будет распространяться определенное законодательством общинное и местное самоуправление. Изученность экологических условий, необходимых для жизнедеятельности малочисленных народов севера, могла бы на местном уровне выявить иерархию пользователей земельными ресурсами. Необходимо также на традиционных территориях составить иерархию целей природопользования, то есть от непосредственного жизнеобеспечения до коммерческого использования. Это особенно важно, так как только 16% работоспособного населения из числа северных этнических групп занято в оленеводстве, остальные вынуждены иметь другие средства к существованию и использовать другие природные ресурсы. Народные промыслы, по нашему мнению, не могут служить основой для жизнеобеспечения и остаются, как и во всем мире, на уровне подсобных.

Анализ проблемы показывает, что в экономическом смысле традиционное хозяйство не способно обеспечить всему заинтересованному в нем населению нормальный уровень жизни.

Для решения поставленных задач необходимо стабильное финансирование. На сегодняшний день основным источником финансирования потребностей малочисленных народов севера является Федеральный бюджет. Существует Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года”, постановление Правительства РФ № 1099 от 13.09.96г. Часть финансирования на нужды малочисленных народов севера выделяются из областного бюджета и экологического фонда. Подобная форма финансирования не достаточна для проведения реальных мероприятий по возрождению малочисленных народов севера. Под эти нужды в области необходимо введение компенсационной политики за использование ресурсов в пользу коренных народов. Из истории вопроса видно, что полную занятость в традиционной деятельности населению могла обеспечить только вся территория области.

См. также Часть 4, особоохраняемые территории, также попадают под понятие “культурное наследие.

Наверх