8.9 Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

8.9 Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

В 2000 году продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию организационного, правового и методического обеспечения экономического механизма природоохранной деятельности.

В этих целях Губернатором Мурманской области принято постановление "О плате за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на 2000 год" №11-ПЗ, которым на территории области введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды равный 70 по отношению к базовым нормативам платы.

В связи с тем, что федеральный закон от 27.12.2000 №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" отменил направление в экологические фонды платы за загрязнение окружающей природной среды, Комитетом природных ресурсов подготовлены изменения и дополнения в закон Мурманской области "Об областном экологическом фонде", касающиеся статуса фонда, порядка распределения средств на природоохранные мероприятия между областным бюджетом и бюджетом муниципальных образований и др.

Подготовлены и внесены на рассмотрение Мурманской областной Думы предложения в проект закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2001 год" о включении с 1 января 2001 года в областной бюджет средств целевых бюджетных фондов: воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановление и охраны водных объектов и областного экологического фонда, а также проекты программ: мероприятий геологического изучения недр и минерально-сырьевой базы; восстановления, охраны водных объектов; воспроизводству лесов; по охране окружающей среды и экологической безопасности Мурманской области на 2001 год, финансируемых из областного бюджета.

Основным инструментом регулирования природопользования стали платежи за загрязнение окружающей природной среды, динамика которых показана в таблице 1

Таблица 1 Структура платежей за загрязнение окружающей природной среды в 1999-2000 гг.
Наименование показателей 1999 год 2000 год откл.,%
Поступление платежей за загрязнение окружающей природной среды - всего: в т.ч. 23005,7 44567,4 193,7
атмосферного воздуха 12193 (53%) 27409 (61,5%) 224,8
водных объектов 2990,7 (13%) 10918,9 (24,5%) 365,1
за размещение отходов 7822 (34%) 6239,5 (14%) 79,8

В результате принятых мер в отчетном году улучшилась собираемость платежей. По сравнению с 1999 годом поступления этого вида платежей увеличились почти в 2 раза. В отчетном году изменилась также и структура платежей. В общих поступлениях возросла доля платы за выбросы загрязняющих веществ с 53% в 1999 году до 61,5 % в 2000 году, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты соответственно - с 13% до 24,5 %. В тоже время доля платы за размещение отходов за этот период снизилась с 34% до 14%.

В 2000 году была продолжена работа по внедрению в области эколого-экономических показателей, включающих в себя: платежи за загрязнение окружающей среды, объем капитальных вложений природоохранного назначения, объем предотвращенного экологического ущерба.

Таблица 2 Эколого-экономические показатели по Мурманской области за 1999-2000 гг. тыс. руб.
Наименование показателей 1999 год 2000 год
платежи за загрязнение окружающей природной среды 23005,7 44567,4
объем капитальных вложений природоохранного назначения 259 400 402 910
объем предотвращенного экологического ущерба 50 500 118 495

Динамика эколого-экономических показателей за 1999-2000 гг. имеет тенденцию роста. Объем капитальных вложений в 2000 году увеличился в 1,6 раза, а объем предотвращенного экологического ущерба - в 2,3 раза.

Финансирование природоохранной деятельности.

В 2000 году на охрану окружающей природной среды из всех источников финансирования направлено 1281,5 млн. руб., что на 294,3 млн. руб. больше, чем в 1999 году.

Основной объем затрат на природоохранные цели распределяется следующим образом:

  1. Текущие затраты по охране природы , всего - 878,6 млн. руб. В том числе:
    1. по охране и рациональному использованию водных ресурсов - 448,2 млн. руб.
    2. по охране атмосферного воздуха - 243,6 млн. руб.
    3. по охране окружающей среды от отходов производства и потребления - 186,8 млн. руб.
  2. Капитальные вложения на охрану окружающей среды , всего - 402,9 млн. руб.
    1. по охране и рациональному использованию водных ресурсов - 82,6 млн. руб.
    2. по охране атмосферного воздуха - 113,3 млн. руб.
    3. по охране недр - 26,5 млн. руб.
    4. проведение экологической экспертизы - 144,8 млн. руб.
    5. прочие направления природоохранной деятельности - 35,7 млн. руб.

Структура капиталовложений в природоохранную деятельность.

Капиталовложения всего - 402,9 млн. руб., в т.ч.

  • федеральный бюджет - 1,1 млн. руб. (0,3 %)
  • средства предприятий, включая привлеченные - 289,7 млн. руб. (71,9 %)
  • средства экологических фондов - 106,8 млн. руб. (26,5 %)
  • средства областного бюджета - 5,3 млн. руб. (1,3%)

Важным источником финансирования охраны окружающей среды становятся экологические фонды. Их доля в общих капиталовложениях имеет тенденцию к росту. (1999 год - 13,1 %, 2000 год - 26,5 %).

Использование средств на капиталовложения по направлениям природоохранной деятельности представлены в таблице 3

Таблица 3 Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Мурманской области за 1998-2000 гг. млн. руб.

Наименование показателей Года
1999 год 2000 год 2000 год
Израсходовано всего:в том числе 162,4 259,4 402,9
На охрану и рациональное использование водных ресурсов 29,3 64,3 140,5
На охрану атмосферного воздуха 72,9 141,3 200,2
На охрану и рациональное использование земли   23,5 26,5
На охрану и рациональное использование лесных ресурсов 0,1 1,1 0,3
Строительство установок для утилизации и переработки отходов промышленности 26,1 22,2 22,3
Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов 34,0    
Прочие направления природоохранной деятельности 34,0 7,0 13,1

Данные таблицы 3 показывают, что по всем направлениям природоохранной деятельности в 2000 году наблюдается рост капиталовложений, кроме охраны и рационального использования лесных ресурсов.

Наибольший объем природоохранных инвестиций в 2000 году вкладывали ОАО "Кандалакшский алюминиевый завод" (51,8 млн. руб.), ОАО "Кольская ГМК" (109,5 млн. руб.), Кольская АЭС (21,8 млн. руб.), Ковдорский ГОК (16,1 млн. руб.).

В 2000 году была продолжена практика зачета осуществленных предприятиями природоохранных инвестиций в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды. В отчетном году ряду предприятий были приняты к зачету в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды затраты, произведенные ими на выполненные природоохранные мероприятия, в общей сумме 80,9 млн. руб.

В счет платежей за загрязнение окружающей природной среды продолжалось строительство:

  • канализационных очистных сооружений в Северном районе г. Мурманска ;
  • производства переработки пылей ОАО "Комбинат Североникель";
  • установок сухой очистки электролизных газов ОАО "Кандалакшский алюминиевый завод"
Велась реконструкция:
  • отделения фильтрации цеха обжига ОАО "Комбинат Печенганикель";
  • очистных сооружений станции очистки льяльно-балластных вод;
  • хвостохранилища АНОФ-2 ОАО "Апатит";
Осуществлялись работы:

- по установке водогрейного котла КВГМ-100 ст. №9 на Мурманской ТЭЦ, по совершенствованию золоулавливающих установок котлоагрегата №5 центральной котельной ОАО "Олкон" и др.

Из средств экологических фондов области на природоохранные мероприятия также направлено 38,5 млн. руб., в том числе:

  • на проектные работы, строительство природоохранных объектов, предоставление кредитов и ссуд предприятиям на строительство и техническое перевооружение природоохранных объектов - 13,8 млн. руб.
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 4,8 млн. руб.
  • внедрение экологически чистых технологий - 6,2 млн. руб.
  • создание и совершенствование систем мониторинга окружающей среды - 6,0 млн. р
  • развитие заповедников, заказников, национальных парков и сохранение памятников природы - 1,4 млн. руб.
  • предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф - 0,9 млн. руб
  • экологическое образование и просвещение - 4,6 млн. руб.
  • международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов - 0,2 млн. руб.
  • прочие направления природоохранной деятельности - 0,6 млн. руб.

Среди наиболее значимых природоохранных мероприятий, на реализацию которых были направлены средства из фондов всех уровней, это завершение строительства и ввод в эксплуатацию КОС Северного р-на г. Мурманска, ремонт электрофильтров газоходов ОАО "Завод ТО ТБО", реконструкция птичников ЗАО "Птицефабрика Мурманская", укрепление дамбы пометохранилища ОАО "Птицефабрика Снежная", утилизация шин, бывших в употреблении, большегрузных автомобилей, разработка системы управления качеством воздуха на примере промышленного центра области - г. Мончегорска, разработка экспертной системы "Управление охраной природной среды Мурманской области", создание кадастра отходов горно-металлургического производства области, мониторинг естественных процессов на особо охраняемых природных территориях области, экологические экспедиции школьников в заповедники: Кандалакшский, "Пасвик" и др.

Строительство природоохранных объектов, осуществление экологических проектов, реализация программ, природоохранных мероприятий способствовали сокращению объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, оздоровлению окружающей природной среды Мурманской области, а также обеспечению предотвращенного экологического ущерба, который оценивается в сумме 118 495 тыс. руб.
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх