|
8.9 Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельностиВ 2000 году продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию организационного, правового и методического обеспечения экономического механизма природоохранной деятельности. В этих целях Губернатором Мурманской области принято постановление "О плате за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на 2000 год" №11-ПЗ, которым на территории области введен коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей природной среды равный 70 по отношению к базовым нормативам платы. В связи с тем, что федеральный закон от 27.12.2000 №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" отменил направление в экологические фонды платы за загрязнение окружающей природной среды, Комитетом природных ресурсов подготовлены изменения и дополнения в закон Мурманской области "Об областном экологическом фонде", касающиеся статуса фонда, порядка распределения средств на природоохранные мероприятия между областным бюджетом и бюджетом муниципальных образований и др. Подготовлены и внесены на рассмотрение Мурманской областной Думы предложения в проект закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2001 год" о включении с 1 января 2001 года в областной бюджет средств целевых бюджетных фондов: воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановление и охраны водных объектов и областного экологического фонда, а также проекты программ: мероприятий геологического изучения недр и минерально-сырьевой базы; восстановления, охраны водных объектов; воспроизводству лесов; по охране окружающей среды и экологической безопасности Мурманской области на 2001 год, финансируемых из областного бюджета. Основным инструментом регулирования природопользования стали платежи за загрязнение окружающей природной среды, динамика которых показана в таблице 1 Таблица 1 Структура платежей за загрязнение окружающей природной среды в 1999-2000 гг.
В результате принятых мер в отчетном году улучшилась собираемость платежей. По сравнению с 1999 годом поступления этого вида платежей увеличились почти в 2 раза. В отчетном году изменилась также и структура платежей. В общих поступлениях возросла доля платы за выбросы загрязняющих веществ с 53% в 1999 году до 61,5 % в 2000 году, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты соответственно - с 13% до 24,5 %. В тоже время доля платы за размещение отходов за этот период снизилась с 34% до 14%. В 2000 году была продолжена работа по внедрению в области эколого-экономических показателей, включающих в себя: платежи за загрязнение окружающей среды, объем капитальных вложений природоохранного назначения, объем предотвращенного экологического ущерба. Таблица 2 Эколого-экономические показатели по Мурманской области за 1999-2000 гг. тыс. руб.
Динамика эколого-экономических показателей за 1999-2000 гг. имеет тенденцию роста. Объем капитальных вложений в 2000 году увеличился в 1,6 раза, а объем предотвращенного экологического ущерба - в 2,3 раза. Финансирование природоохранной деятельности. В 2000 году на охрану окружающей природной среды из всех источников финансирования направлено 1281,5 млн. руб., что на 294,3 млн. руб. больше, чем в 1999 году. Основной объем затрат на природоохранные цели распределяется следующим образом:
Структура капиталовложений в природоохранную деятельность. Капиталовложения всего - 402,9 млн. руб., в т.ч.
Важным источником финансирования охраны окружающей среды становятся экологические фонды. Их доля в общих капиталовложениях имеет тенденцию к росту. (1999 год - 13,1 %, 2000 год - 26,5 %). Использование средств на капиталовложения по направлениям природоохранной деятельности представлены в таблице 3 Таблица 3 Капитальные вложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Мурманской области за 1998-2000 гг. млн. руб.
Данные таблицы 3 показывают, что по всем направлениям природоохранной деятельности в 2000 году наблюдается рост капиталовложений, кроме охраны и рационального использования лесных ресурсов. Наибольший объем природоохранных инвестиций в 2000 году вкладывали ОАО "Кандалакшский алюминиевый завод" (51,8 млн. руб.), ОАО "Кольская ГМК" (109,5 млн. руб.), Кольская АЭС (21,8 млн. руб.), Ковдорский ГОК (16,1 млн. руб.). В 2000 году была продолжена практика зачета осуществленных предприятиями природоохранных инвестиций в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды. В отчетном году ряду предприятий были приняты к зачету в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды затраты, произведенные ими на выполненные природоохранные мероприятия, в общей сумме 80,9 млн. руб. В счет платежей за загрязнение окружающей природной среды продолжалось строительство:
- по установке водогрейного котла КВГМ-100 ст. №9 на Мурманской ТЭЦ, по совершенствованию золоулавливающих установок котлоагрегата №5 центральной котельной ОАО "Олкон" и др. Из средств экологических фондов области на природоохранные мероприятия также направлено 38,5 млн. руб., в том числе:
Среди наиболее значимых природоохранных мероприятий, на реализацию которых были направлены средства из фондов всех уровней, это завершение строительства и ввод в эксплуатацию КОС Северного р-на г. Мурманска, ремонт электрофильтров газоходов ОАО "Завод ТО ТБО", реконструкция птичников ЗАО "Птицефабрика Мурманская", укрепление дамбы пометохранилища ОАО "Птицефабрика Снежная", утилизация шин, бывших в употреблении, большегрузных автомобилей, разработка системы управления качеством воздуха на примере промышленного центра области - г. Мончегорска, разработка экспертной системы "Управление охраной природной среды Мурманской области", создание кадастра отходов горно-металлургического производства области, мониторинг естественных процессов на особо охраняемых природных территориях области, экологические экспедиции школьников в заповедники: Кандалакшский, "Пасвик" и др. Строительство природоохранных объектов, осуществление экологических проектов, реализация программ, природоохранных мероприятий способствовали сокращению объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, оздоровлению окружающей природной среды Мурманской области, а также обеспечению предотвращенного экологического ущерба, который оценивается в сумме 118 495 тыс. руб.
|