8.10 Государственные экологические фонды  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

8.10 Государственные экологические фонды

Как в России, так и в Мурманской области прообразом создания системы экологических фондов стал фонд охраны природы, который впервые был образован в конце 80-х годов двадцатого столетия.

Порядок его деятельности определялся временным положением, утвержденным решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов от 25.12.89 г. №390.

За прошедшие годы в целях совершенствования деятельности экологических фондов был принят ряд правовых и нормативных актов на федеральном и территориальном уровнях.

Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющих Федеральный экологический фонд России, республиканские, краевые, областные и местные экологические фонды.

Законом закреплены следующие нормативы отчислений:

  • 60 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного значения);
  • 30 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого значения;
  • 10 процентов - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения;

Действия Федерального экологического фонда регулировались Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1992 г. №442 "О федеральном экологическом фонде Российской Федерации". Оно определяло основные задачи и функции ФЭФ, порядок использования его средств.

ФЭФ РФ, являясь самостоятельным государственным учреждением, обладает правами юридического лица, руководство которым осуществляют правление и исполнительная дирекция. По итогам каждого года правление ФЭФ обязано предоставить доклад в Правительстве Российской Федерации.

До 1997 года экологические фонды на территории Мурманской области действовали на основании Положения, утвержденного Постановлением администрации Мурманской области от 02.03.1993 г., после чего принят был Закон Мурманской области "Об областном экологическом фонде" от 03.06.1997г. №60-02-ЗМО.

Указанным законом областной экологический фонд образован для решения задач по улучшению охраны окружающей природной среды, компенсации вреда, причиненного ей загрязнением и иными вредными воздействиями, а также осуществления иных природоохранных мероприятий.

Согласно Закону областной экологический фонд представляет постоянно действующий внебюджетный государственный фонд Мурманской области.

Его основные задачи:

  • аккумулирование средств, предназначенных для улучшения экологический ситуации в области;
  • финансирование областных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;
  • мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ областного значения;
  • экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;
  • содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, финансировании целевых проектов и программ такого сотрудничества;
  • содействие в развитии экологического воспитания и образования;
Законом установлено: фонд образуется за счет средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан, в том числе:
  • платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений;
  • сумм, полученных по искам о возмещении вреда (ущерба) и штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • доходов, полученных в виде процентов от долевого использования собственных средств фонда в деятельности юридических лиц, осуществляющих природоохранные мероприятия;
  • доходов, полученных в виде процентов по вкладам или банковским депозитам;
  • валютных поступлений от иностранных юридических лиц;
  • доходов, полученных в виде процентов по ссудам, предоставляемым российским юридическим или физическим лицам, зарегистрированным на территории Мурманской области, для осуществления мероприятий природоохранного характера;
  • добровольных взносов, пожертвований российских и иностранных юридических и физических лиц;
  • доходов от иной деятельности фонда, не противоречащей действующему законодательству;

Законом определено, что средства фондов, зачисляемые на аккумулирующий счет Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области, распределяются: в ФЭФ - 10 %, в областной экологический фонд - 30 %, в местные экологические фонды - 60 % от общих поступлений.

Расходуются средства фондов на цели, связанные с охраной окружающей среды. Запрещается использовать средства фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

Экологические фонды на территории Мурманской области стали важнейшим элементом экономического механизма охраны окружающей среды.

В 2000 году в Мурманской области действовали областной экологический фонд, руководство которым осуществляло правление фонда, утвержденное постановлением Мурманской областной Думы.

Динамика средств, поступивших в экологически фонды области приводится в табл. 1

Таблица 1. Поступление средств в экологические фонды Мурманской области в 1995-2000 гг. тыс. руб.

Наименование статей доходов 1995год 1996год 1997год 1999год 2000год 1998год
поступления всего: в т.ч. 8186,9 5766,3 18195,5 12208,3 27233,2 48024,5
платежи за загрязнение окружающей природной среды 4868,0 3641,7 16068,6 10504,0 23005,7 44567,4
штрафы и иски за нарушение природоохранного законодательства 1788,0 936,0 1114,2 989,3 1787,1 1685,4
прибыль, полученная от использования средств фондов 381,3 113,7 38,4 282,5 146,2 241,4
прочие поступления 1892,9 1074,9 974,3 432,5 2294,2 1530,3

Анализ данных таблицы 1 показывает, что общий объем поступлений средств в экологические фонды имел тенденцию увеличения по сравнению с предыдущими годами в 1997 году - в 3,2 раза, в 1999 году - в 2,2 раза, в 2000 году - 1,8 раза.

Основным источником поступления средств в экологические фонды являются платежи за загрязнение окружающей природной среды, доля которых в общих поступлениях в среднем за период 1996-2000 гг. оставила 87,8 %.

Наибольшая сумма штрафов и исков за нарушение природоохранного законодательства была взыскана в 1999 году (1787,1 млн. руб.)

В 2000 году общее поступление средств в экологические фонды области составило 48024,5 тыс. руб., что почти в 2 раза больше по сравнению с 1999 годом.

Общий объем средств распределен был городам и районам области следующим образом.

Таблица 2 Распределение средств в городские и районные экологические фонды Мурманской области в 1999-2000 гг. тыс. руб.

Наименование 1999год 2000год изменения ( в %) % средств фонда в общих поступлениях в 2000 году
г. Мурманск 1067,5 2435,3 228,1 8,8
Кольский р-он 249,8 439,1 175,8 1,6
г. Оленегорск 1135,2 460,3 40,5 1,7
Мончегорский р-он 5643,1 8281,1 146,7 30,1
г. Кандалакша 543,5 1214,7 223,5 4,4
Ковдорский р-он 165,7 1218,8 735,5 4,4
г. Североморск 90,3 347 384,3 1,3
г. Полярный 174,9 721,6 412,6 2,6
Печенгский р-он 3085 9546,8 309,5 34,7
г. Кировск 739,5 1124 152 4
г. Апатиты 864,5 1346,1 155,7 4,9
г. Полярные Зори 66,9 29 43,3 0,1
г. Заозерск 44,9 49,1 109,4 0,2
Терский р-он 33,5 65 194 0,2
Ловозерский р-он 62 174,9 282,1 0,6
г. Островной 45,8 70,9 154,8 0,4
ИТОГО : 14012,1 27523,7 196,4 100

Как видно из таблицы 2 , существенными были перечисления в экологические фонды - Печенгский (34,7 %), Мончегорский (30,1 %) . Это объясняется тем, что на указанных территориях основными загрязнителями являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель".

В 2000 году по сравнению с 1999 годом значительно увеличены поступления платы за загрязнение окружающей среды от предприятий Ковдорского района (7,3 раза), городов Полярный (4,1 раза), Североморск (3,8 раза), Ловозерского района (2,8 раза). Вместе с тем снизились поступления платы за загрязнение окружающей природной среды от предприятий Оленегорского района (40,5 %) и г. Полярные Зори (43,3 %). Это объясняется образовавшейся задолженностью Оленегорского ГОКа - 303,5 тыс. руб., МПП ЖКХ (г. Полярные Зори ) - 379,3 тыс. руб., Кольской АЭС - 129,6 тыс. руб.

Таким образом, созданная в 90-х годах 20 столетия система экологических фондов России стала важным источником, который существенно дополнил бюджетные и собственные средства предприятий, направляемые на цели охраны окружающей среды.

В Мурманской области за период 1995-2000 гг. доходы экологических фондов составили 119,6 млн. руб.

Информация об использовании средств экологических фондов содержится в разделе доклада "Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности".

Однако начавшаяся в 1995 году консолидация в федеральный бюджет экологических фондов закончилась в конце 2000 года упразднением Федерального экологического фонда, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонда восстановления и охраны водных объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 г. №150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ликвидирован Федеральный экологический фонд и изменен порядок зачисления в бюджеты различных уровней платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Указанная плата относится к платежам за пользование природными ресурсами, являющимися федеральными налогами, предусмотренными статьей 19 Закона РФ от 21.12.91 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 05.08.2000 г.)

В силу положений статьи 9 Федерального закона №150-ФЗ, плата загрязнение окружающей среды подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 19 процентов и 81 процент.

Представляется целесообразным восстановить вышеуказанные фонды в виде целевых бюджетных фондов, правовой статус которых установлен ст.17 Бюджетного кодекса РФ, возложив на соответствующие органы исполнительной власти вопросы формирования сметы этих фондов.
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх