1.3.1. Структура земельного фонда Мурманской области  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

1.3. Почвы и земельные ресурсы, в том числе леса

1.3.1 Структура земельного фонда мурманской области

Земельный фонд Мурманской области по состоянию на 01.01.2001 года составляет 14494.7 тыс. гектаров и представлен землями, расположенными в двух областях Российской Федерации: Мурманской-14490.2 тыс. гектаров, Новгородской - 2.6 тыс. гектаров. Специфические физико-географические условия определяют качественный состав земель. Значительная часть ее расположена в тундровой и лесотундровой зонах, отличающихся большой уязвимостью экосистем при хозяйственном освоении и, как следствие, возможностью существенного изменения распределения земельных ресурсов и их состояния. Для Мурманской области характерно интенсивное воздействие антропогенных факторов на земельные ресурсы. Распределение земельного фонда Мурманской области по категориям земель.

Категория земель Площадь, тыс. га, 2000 г.
1. Земли сельскохозяйственного назначения 57.1
2. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых, сельских органов власти 62.2
3. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 453.2
4. Земли природоохранного назначения 319.5
5. Земли лесного фонда 9469.2
6. Земли водного фонда 77.3
7. Земли запаса 4051.7
8. Земли, используемые за пределами области (Новгородская область) 2.6
Итого земель 14492.8
Всего земель в административных границах области 14492.8

В 2000 году в структуре земельного фонда произошли незначительные изменения. Остались без изменения земли природоохранного назначения и водного фонда.

Сельскохозяйственное производство в Мурманской области находится в крайне сложных природных условиях, оказывающих влияние на продуктивность земель и их качественное состояние. Нового мелиоративного освоения на территории области в 2000 году не было. Продолжает расти количество земель, фактически не используемых хозяйствами по причине большой удаленности участков от ферм и отсутствия средств на обработку земель. Неиспользуемые земли зарастают кустарником и заболачиваются, осушительные системы, требующие ремонта, выходят из строя. На неудовлетворительное состояние мелиоративных земель в значительной степени влияет технический уровень мелиоративных систем, для поддержания которых в рабочем состоянии требуются финансовые затраты. С целью сохранения этих земель от деградации необходимо провести комплекс работ по консервации и техническому обслуживанию мелиоративных систем. Сложившееся положение с использованием сельскохозяйственных угодий в области может привести к потере мелиорированных сельскохозяйственных угодий, в создание которых были вложены крупные госкапвложения.

Неэффективное использование сельскохозяйственных угодий и отсутствия финансирования привело к тому, что пашни находится в стадии заболачивания, переувлажнения и засорены камнями. В почву практически не вносится необходимое количество минеральных и органических удобрений, в результате чего снижается плодородный слой почвы и содержание в нем гумуса. Осушенные сельскохозяйственные угодья требуют улучшения своего культуртехнического состояния, а экономически малоэффективное использование земельных ресурсов, привело к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.

Проведено обследование правильности хранения и использования пестицидов и минеральных удобрений в сельском, цветоводческом и лесном хозяйствах. Для хранения пестицидов в области имеется три типовых и пять приспособленных складов. Районными ЦГСЭН паспортизировано 6 складов. Мурманским областным пунктом сигнализации и прогнозов развития вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, систематически проводились проверки условий хранения пестицидов.

Анализ состояния земельных ресурсов показал, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в отдельных районах области превышен. Часть пашни загрязнена в различной степени тяжелыми металлами - выбросами промышленных предприятий. Увеличивается площадь земель с повышенной кислотностью, низким содержанием фосфора и калия.

Для осуществления полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов лесной фонд Мурманской области передан в ведение лесхозам, которые проводят проверки выполнения условий земельного законодательства с госземинспекторами районных и городских земельных комитетов с привлечением инспекторов комитета природных ресурсов по Мурманской области. Проверкам подлежат лесхозы, садово-огороднические товарищества, карьеры, рыболовные тони, лесные участки, переданные под спортивный рыболовный туризм. По итогам проведенных проверок можно сделать вывод, что в целом использование и охрана земель лесного фонда Мурманской области находятся на должном уровне. Грубых нарушений земельного законодательства по использованию земель лесного фонда и по соблюдению установленного порядка изъятия и перевода лесных земель в нелесные не выявлено, что свидетельствует о достаточно высокой требовательности охранных органов к землепользователям.

Наиболее характерными нарушениями земельного законодательства, выявленными в ходе проверок, были факты самовольного занятия земельных участков, захламление и несвоевременный возврат временно занимаемых земель. Практически половина от всех выявленных нарушений приходится на садово-огороднические товарищества.

Эрозионные процессы на территории области почти отсутствуют, но подвижные пески на Терском берегу оказывают отрицательное воздействие на окружающую природную среду.

Общая площадь нарушенных земель по области составляет 21.2 тыс. га. Наибольшая доля нарушенных земель приходится на предприятиях цветной металлургии и химической промышленности - 10,5 тыс. га. Доля нарушенных земель в сельском и лесном хозяйствах составляет 1.8 тыс. га.

Восстановление нарушенных земель на территории области производится в незначительных размерах. В 2000 году рекультивировано 55 гектаров. В области наметилась устойчивая тенденция захламления земель т.е. размещение в не установленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.) а также потенциальным источником загрязнения окружающей среды являются товары широкого потребления уже одним только тем фактом, что они производятся и используются в огромных количествах. Они могут оказывать воздействие на среду на всех этапах их жизненного цикла: при производстве, распространении, потреблении/использовании, уничтожении после использования. Таким образом, необходимо активизировать работу по выявлению загрязненных земель, уделив особое внимание:

  • землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в зонах влияния промышленных предприятий и путей сообщения;
  • землям, переданным (возвращенным) в сельскохозяйственное использование после рекультивационных и иных восстановительных работ;
  • сельскохозяйственным угодьям, примыкающим или находящимся в пределах водоохранных зон источников водоснабжения;
  • землям особо охраняемых природных территорий и сельскохозяйственных угодий, находящихся в зонах минимальной техногенной нагрузки для установления "фоновых" и "эталонных" значений показателей состояния и проявления процессов загрязнения и деградации почв.

В 2000 году большая часть нарушений, связанных с загрязнением и захламлением земель допускалась на относительно небольших территориях. Тем не менее, причиняемый окружающей природной среде вред значителен, часто приводит к гибели животных и уничтожению растительности, поступлению загрязняющих веществ в водоисточники, поверхностные и подземные воды.
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх