|
|
КОНОВАЛОВ Николай Леонтьевич
Родился 8 апреля 1914 г. в рабочем поселке Веровка Енакиевского района Донецкой области. Окончил Могилевский дорожно-строительный техникум, работал дорожным техником на строительстве дороги Костюковичи-Хотимск. С июля 1935 г. – в Терском районе Мурманской области. Работал на Умбском леспромкомбинате более 10 лет, прошел путь от техника до главного инженера. В 1940 г. вступил в члены ВКП(б). В 1945 г. Н.Л. Коновалов был выдвинут на партийную работу, начинал работу заместителем секретаря по промышленности и транспорту Кандалакшского горкома КПСС, в 1947-1950 гг. был секретарем по кадрам, вторым секретарем, первым секретарем Кандалакшского горкома партии. В 1949 г. заочно окончил Ленинградский лесотехнический институт, получив специальность инженера-технолога по механизации лесозаготовок и транспорта леса. В январе 1951 г. Н.Л. Коновалов был избран членом бюро и секретарем Мурманского обкома КПСС, в сентябре 1952 г. направлен главным инженером в трест «Мурманлес», в июне 1953 г. назначен начальником управления культуры при Мурманском облисполкоме, в 1954 г. был вновь избран членом бюро и секретарем Мурманского обкома партии. На 3 сессии 7 созыва Мурманского областного Совета депутатов трудящихся 9 июня 1959 г. Николай Леонтьевич Коновалов был избран председателем облисполкома. Избирался на эту должность на первых сессиях областного Совета депутатов трудящихся 8 созыва (14 марта 1961 г.), 9 созыва (20 марта 1963 г.), 10 созыва (25 марта 1965 г.). Освобожден от обязанностей председателя облисполкома решением 8 сессии 10 созыва Мурманского областного Совета депутатов трудящихся от 2 декабря 1966 г. в связи с избранием первым секретарем Мурманского обкома КПСС. Возглавлял партийную организацию области до своей смерти, последовавшей 19 июля 1971 г. в г. Москве после тяжелой болезни. Похоронен в г. Мурманске. Николай Леонтьевич неоднократно избирался в советские и партийные выборные органы, был депутатом Верховного Совета СССР, РСФСР, членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, делегатом ХХIV съезда КПСС, депутатом областного Совета депутатов трудящихся и членом обкома и бюро обкома КПСС, депутатом городского Совета депутатов трудящихся и членом горкома и бюро горкома ВКП(б) г. Кандалакши, депутатом Терского районного Совета депутатов трудящихся и членом его исполкома, членом районного комитета и бюро Терского райкома ВКП(б). Награжден орденами Ленина (1966 г.), Трудового Красного Знамени (1950 г., 1963 г.), Почетной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР (1964 г.), медалями «За оборону Советского Заполярья» (1944 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «За трудовую доблесть» (1959 г.), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970). Годы семилетки (1959-1965 гг.) были отмечены многими успехами тружеников области. Промышленность досрочно выполнила семилетнее задание. За эти годы было построено более 60 промышленных предприятий и крупных цехов. В 1965 г. объем промышленного производства в области превысил довоенный уровень почти в 7 раз. Динамично развивалась главная отрасль народного хозяйства – рыбная промышленность. Пополнялся и качественно менялся рыбодобывающий флот, наряду с БМРТ в Мурманск стали поступать производственные рефрижераторные траулеры, способные работать в море по 6 месяцев, доставляя в порт сразу тысячи тонн рыбной продукции каждый. Осваивались дальние районы промысла – на американском шельфе, в проливе Дэвиса, на Джорджес-банке и другие. В 1965 г. в Мурманске был создан рефрижераторный и приемо-транспортный флот – «Севрыбхолодфлот». Улов рыбы увеличился за семилетку в 1,6 раза: с 5092 тысяч центнеров в 1958 г. до 7971 тысячи центнеров в 1965 г. Укреплялась береговая база флота. Океанские суда стали швартоваться у глубоководного механизированного причала рыбного порта. Дали продукцию новые цеха рыбоперерабатывающего комбината, вступили в строй завод рыбной муки и искусственного льда, расширились судоремонтные заводы. В Кировске реконструировались старые и строились новые предприятия, внедрялись прогрессивные способы добычи и переработки руды. В 1961-1965 гг. на капитальное строительство комбинату «Апатит» было отпущено 224 миллиона рублей. В 1959 г. началось сооружение, а в 1963 г вступила в строй первая очередь АНОФ-2. В 1963 г. была сдана в эксплуатацию первая очередь Расвумчоррского рудника, в 1964 г. – первая очередь рудника «Центральный». Мощность комбината «Апатит» была доведена до 9 миллионов тонн апатитового концентрата в год. Объемы его выпуска за семь лет увеличились в 2,2 раза. В годы семилетки было достроено одно из крупных горных предприятий полуострова – Ковдорский горно-обогатительный комбинат, который вступил в эксплуатацию в 1962 г. Выработка железного концентрата в области за семилетие увеличилась в 3,5 раза. Ведущим предприятием цветной металлургии области оставался Мончегорский комбинат «Североникель», в его цехах шло освоение новой техники по переработке сырья из Норильска. Выросли корпуса сернокислотного цеха. В 1960 г. было завершено строительство и сдана в эксплуатацию железная дорога от Колы до центра Печенгского района. На территории Печенгского района велось строительство Ждановского горно-обогатительного комбината и рабочего поселка, который в 1963 г. стал городом Заполярным. В 1965 г. Ждановский ГОК дал первый медно-никелевый концентрат. Развитие цветной металлургии, горно-обогатительной и строительной индустрии, рост населения требовали большого количества электроэнергии. В 1959 г. вступили в строй два агрегата гидростанции Кайтакоски, в 1960 г. дала первый ток Иовская гидростанция, следом за ней – Кумская ГЭС, в 1963 г. – Борисоглебская ГЭС, в 1965 г. – Верхнетуломкая ГЭС. К 1965 г. на реках Кольского полуострова действовало 12 гидростанций: 4 – на Пазском каскаде, 3 – на Нивском, 3 – на Ковдском, 2 – на Туломе. В области работали несколько тепловых станций – в Апатитах, Мурманске, Ковдоре. Сооружалась первая в стране приливная станция. Выработка электроэнергии за семилетие увеличилась в 1,8 раза. В 1960 г. в Мурманск прибыл первый советский атомоход «Ленин», ставший флагманом атомного ледокольного флота. С 1962 г. Мурманск стал единственным в Заполярье городом, имеющим троллейбусное сообщение. Развивалось заполярное сельское хозяйство. За достижения в увеличении производства и заготовок животноводства, повышение продуктивности скота, птицы и рентабельности животноводства Мурманской области по итогам Всероссийского социалистического соревнования за 1965 г. было присуждено второе место в Северной зоне. В области ширилось социалистическое соревнование, рационализаторское движение. Производительность труда возросла на 42 процента. Доходы населения за семь лет увеличились на 47 процентов. Произошли позитивные сдвиги не только в области экономики, но и в сфере культуры, здравоохранения, народного образования, торговли и бытового обслуживания населения. Бюджетные расходы на социальное обеспечение возросли на 10,3 миллиона рублей. Улучшались жилищные и культурно-бытовые условия населения области. Строители области начали возводить здания из панелей и блоков пущенного в 1962 г. Мурманского домостроительного комбината, что намного ускорило темпы строительства. Из ветхих домов и бараков семьи переселялись в благоустроенные квартиры. За семь лет в городах и рабочих поселках области было построено 2,4 миллиона квадратных метров благоустроенного жилья, 128 детских садов и яслей, 38 новых больниц и поликлиник, несколько спортивных сооружений, 6 комбинатов бытового обслуживания, множество школ, предприятий торговли и общественного питания. В области один врач приходился на каждые 345 человек населения, в школах работало свыше 6 тысяч учителей, которые обучали 150 тысяч учащихся. 2 марта 1966 г. за успехи в развитии народного хозяйства Мурманская область была награждена высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
| |||||
© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте | По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru |