|
|
История пограничной охраны Старая лапландская легенда гласит, что в XIII веке Мурманскую землю освободил и присоединил к Московскому государству карельский владетель, "посаженник" Новгорода Василий Валит. Разбив иноземцев на реке Варенге, близ летнего саамского погоста, Валит, в знак своей победы, поставил камень высотой от земли "более косые сажени" (2,16 м). А неподалеку, между реками Печенга и Паз, основал крепость, ныне известную как Валитово городище, - первое укрепление русских войск в этих краях. Она стала первым нашим пограничным пунктом на Крайнем Севере. С XIV по XVIII в.в. северные моря служили единственным путем, по которым пролегала столбовая дорога торговли Русского государства со странами Западной Европы. К Архангельску, расположенному в устье Северной Двины, сходились торговые пути всего северо-востока от Урала и Волги. Значение арктических морей для молодого российского государства понимали не только его создатели, но и многочисленные враги и завистливые соседи. Захватить русские земли на Севере и вытеснить наших предков с берегов Белого и Баренцева морей стремились еще в XII-XIII веках чужеземцы. В последующем это неоднократно пытались сделать англичане, шведы и датчане. Постоянная угроза захвата северных окраинных земель России воинственными западными соседями заставила государство заняться вопросами защиты побережья арктических морей. Первые каменные укрепления возводятся в Соловецком монастыре. В 80-х годах XVI века завершено строительство деревянного Сумского острога, а также крепостей в Коле и в устье Северной Двины. В конце XVI - начале XVII века Кольский край неоднократно подвергался нападениям Швеции и Дании. В годину тяжелых испытаний его жители проявили мужество и твердую решимость отстоять родную землю от посягательств иностранных захватчиков. Основную роль в обороне Заполярья играл Кольский острог. Иностранцы шли к нам не только с мечом. Голландские, шведские и английские купцы и промышленники в интересах своих компаний, а зачастую и правительств, правдами и неправдами пытались проникнуть на Печору, в Сибирь, к устьям Оби и Енисея, и далее - на восток, с задачей собрать как можно больше сведений о северных морских путях и найти дорогу через арктические моря в Китай и Индию. Эти неослабные поиски иноземцев беспокоили московское правительство. Царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1619 году дал указание закрыть морской путь в Сибирь и ежегодно в летний период выставлять заставы (острожки) для прикрытия морского пути и выявления устремлений иноземцев. До 1917 г. граница России на Севере практически не охранялась. Лишь в январе 1917 г. из-за опасений немецкого шпионажа был усилен пограничный и жандармский контроль на Мурманском побережье и на железной дороге, которая имела стратегическое значение. Морские границы охранялись флотилией Северного Ледовитого океана, базировавшейся в Александровске (нынешнем Полярном). Пограничная охрана Мурманского и Терского берегов была возложена на службу связи Белого моря, посты которой (по 15 человек) усилились чинами погранстражи. После октября 1917 г. началась работа по обустройству границы. В апреле 1918 года пограничники только что созданного Петроградского округа прикрыли наиболее важные пункты Беломорского района.
К концу 1939 года военное столкновение с Финляндией стало неизбежным. Пограничникам ставилась задача разгромить финские погранкордоны и пикеты прежде всего на полуострове Среднем и на Печенгском направлении, чтобы части Красной Армии, не задерживаясь на границе, могли овладеть полуостровом Рыбачий и наступать на Печенгу. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. 29 июня началось наступление гитлеровцев на Севере. Первыми их встретили пограничники. Они отважно сражались с врагом на берегах рек Титовка и Лотта, на хребте Муста-Тунтури, на Кандалакшском направлении. Северяне, по праву, гордятся тем, что на Мурмане были участки границы, где врагу так и не удалось ступить на советскую землю. Бепримерные подвиги в боях с фашистами совершили пограничники из отряда майора Якова Немкова, экипажи сторожевых кораблей "Бриллиант", "Жемчуг", "Нептун", "Сапфир", "Бриз", застава Ивана Халатина, разведгруппа Михаила Иутина и многие другие защитники Родины. ФОТО . Группа офицеров 101 погранполка во главе с полковником Жуковым Г.А. Шел третий месяц войны. Отборные части противника рвались к Кандалакше, к Кировской железной дороге. Натиск фашистов на одном из участков сдерживали пограничники. Куолоярвский погранотряда под командованием полковника Георгия Андреевича Жукова, совершив фланговый обход, ударил с тыла и разгромил батальон гитлеровцев из дивизии СС "Норд", закрепившихся на стратегически важной высоте. ФОТО. Полковник Жуков Г.А. В этом бою отличился сержант Иван Павлович Быков. Он со своим взводом наступал на самом ответственном участке, там, где враг сосредоточил главные силы. В рукопашной схватке отважный москвич уничтожил офицера и трех солдат противника, получил два ранения, но из боя не вышел. До последнего вздоха Быков не терял мужества и самообладания. Уже на самой высоте сержант получил третье ранение - смертельное. Его подвиг высоко оценен Родиной: в 1942 году сержант Иван Павлович Быков был посмертно награжден орденом Ленина. Его имя присвоено пограничной заставе Алакурттинского погранотряда. К началу 1942 года гитлеровцы на Кольском полуострове были остановлены по всему фронту. Немецкое командование решило использовать апрельскую погоду, чтобы все-таки выйти к Кировской железной дороге, отрезать мурманский порт от "большой земли" и лишить страну помощи союзников. Три погранзаставы приняли на себя удар трехтысячного отряда, бесстрашно встав на пути врага. Героическую страницу в историю Рестикентского погранотряда вписали пограничники 6-й заставы под командованием старшего лейтенанта Ивана Халатина. Оии держались четверо суток, выполняя приказ: "Ни шагу назад!". На пятые сутки почти все погибли. Только пулеметчик ефрейтор Михаил Бабиков, несколько раз раненый, продолжал разить врага. Когда кончились патроны, в ход пошли гранаты. Последней гранатой Бабиков подорвал себя и наседавших фашистов... Михаил Васильевич Бабиков посмертно награжден орденом Ленина. Его именем названы улица в Мурманске, пограничная застава Никельского отряда, а в городе Заполярном установлен памятник. Пограничники активно действовали и во вражеском тылу в составе разведывательных групп. Наиболее успешно воевал разведвзвод лейтенанта Михаила Васильевича Иутина. Разведчики проникали в самую гущу вражеских войск, уничтожали мелкие группы солдат, выводили из строя линии связи, добывали "языков", собирали важные сведения о расположении и движении вражеских частей. Более пятидесяти вылазок совершили иутинцы во главе со своим командиром, десятки "языков" доставили они в отряд, сотни гитлеровцев полегли от их меткого огня. Погиб Иутин всего за несколько дней до окончания боевых действий на этом участке фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1944 году старший лейтенант М.В.Иутин посмертно удостоен ордена Ленина. После заключения в сентябре 1944 г. мира с Финляндией и разгрома фашистов Заполярье государственная граница на севере была восстановлена.
В декабре 1993 года, в связи с образованием СНГ и началом переустройства Государственной границы, был создан оперативно-войсковой отдел (ОВО) с местом дислокации в г. Мурманске, которым командовал полковник Корецкий А.В. В последствии, на базе ОВО Указом Президента РФ от 23 августа 1994 года была сформирована Арктическая группа Погранвойск. В ее состав вошли пограничные части Воркутинского и Архангельского гарнизонов, а также пограничные отряды и отдельные части, расположенные на Кольском полуострове. В 1998 году Арктическая пограничная группа преобразована в Арктическое региональное управление Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Начальник АРУ - генерал-лейтенант Корецкий Анатолий Владимирович. По итогам служебно-боевой деятельности в 2000 году Арктическое региональное управление признано лучшим в ФПС России. Сегодня АРУ ФПС России охраняет Государственную границу с Финляндией и Норвегией, а также на Арктическом побережье Российской Федерации. Общая протяженность границы в Заполярье и Арктике составляет свыше 19 тысяч километров.
| |||||||||||
© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте | По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru |