5.3 Отходы производства и потребления

Оглавление

Рост объемов отходов и обращение с ними вызывает множество экономических, экологических, социальных и медицинских проблем.

Сложившаяся на Кольском полуострове ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляют реальную угрозу здоровья населения. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных отходов, в том числе содержащие канцерогенные вещества. Вследствие выщелачивания тяжелых металлов и запыленности, отвалы отработанных пород являются крупными источниками поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Отвалы, типа отработанных пород и хвостов обогащения горнодобывающей промышленности, содержат значительное количество полезных ископаемых, доступных для извлечения. В 1999 году образовалось 127 млн.тонн отходов горнодобывающей промышленности и только 15% использовано в производстве, как вторичный материальный ресурс.

В 1999 году на предприятиях области образовалось 674 841 т опасных отходов производства и потребления, из них объем образовавшихся особо опасных отходов (1 и 2 классов) составил 7429 т, в процентном отношении опасных отходов приходилось на:

Объем образования отходов их использование, обезвреживание и размещение
в1999 году по Мурманской области
Тип отхода Образование Использование, обезвреживание Размещение
на специализи- рованных на собственном предприятии захоронение временное накопление
Отходы 1-го кл., чр.опасные (т) 102,98 71,44 2,00 3,00 26,54
Отходы 2-го кл., выс.опасные(т) 7327,66 86,01 4692,83 27,55 2521,28
Отходы 3-го кл., ум. опасные(т) 17751,17 7023,45 995,92 2209,86 7535,17
Отходы 4-го кл., малоопасные(т) 649659 17198 9551 268262 354760
Нетоксичные отходы пр-ти(т) 127562613 90756 19113344 108348748 9764
Нетоксичные отходы пр-ти(куб.м) 18178871 107742 23319 18004454 43357

Сформировавшаяся в Мурманске к настоящему времени система обращения с ТБО сводится к валовому сбору отходов и перевозке их специализированным автотранспортом на мусоросжигательный завод или на городскую свалку в пос. Дровяное. В 1999 году на городской свалке было захоронено 32 000 м3 твердых бытовых отходов.

Основным звеном существующей в Мурманске системы обращения с бытовыми отходами является ОАО "Завод ТО ТБО". Проектная мощность завода составляет 130000 т/год. В 1999 году было термически утилизировано 89 000 тонн ТБО. Завод работает в круглосуточном и круглогодичном режиме. Вырабатываемое тепло частично используется самим предприятием, частично передается в паровой коллектор ГОУТЭП "Тэкос".

Остальные города и другие населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятий и вывоз ТБО там осуществляется городскими и поселковыми ЖКХ на санкционированные и несанкционированные свалки. В ближайшем будущем масса образующихся отходов останется, по-видимому, без изменений.

Количество образования неопасных отходов

Средний структурный состав ТБО
Наименование отходов Удельное содержание
в общей массе, %
Бумага 38,2
Пищевые отходы 21,6
Древесина 10,4
Стекло, металл, камни 10,1
Текстильные отходы 6,1
Пластмасса, полимеры 2,7
Кожа, резина 0,9
Прочие отходы 10,8

Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд нерешенных проблем, основные из которых перечислены ниже:

Система сбора ТБО не обеспечивает отделение из них вторичного сырья и что особенно важно - опасных отходов (отработанные люминесцентные лампы, источники тока, изделия из поливинилхлорида и др.). Такие виды отходов при складировании их на полигонах или при сжигании приводят к загрязнению окружающей среды опасными токсикантами.

Система переработки ТБО в области практически отсутствует. На единственном в области мусоросжигательном заводе сжигание ТБО осуществляется без какой-либо предварительной их сортировки и сепарации. Реутилизация здесь ограничена лишь использование тепла, получаемого при сжигании ТБО и шлаков для рекультивации карьеров.

Захоронение ТБО осуществляется на свалках также без предварительной их сортировки и сепарации. Из-за недостатков организации и контроля за удалением ТБО появляются несанкционированные свалки, на которых ТБО смешаны с опасными отходами. В силу неподготовленности мест, на которых они расположены, атмосферные осадки фильтруются сквозь свалочные массы.

Возможный путь решения проблемы обращения с ТБО и неопасными отходами - создание системы обращения с отходами на территории Мурманской области.

Структурными единицами системы обращения с отходами могут стать:

Нормативно - правовая база обращения с отходами в Мурманской области, как и в России, пока еще не представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих все вопросы, связанные с процессами сбора, транспортировки и переработки ТБО.

В 1998 году в связи с усилением контроля со стороны Мурманскгоскомэкологии за образованием золошлаковых отходов (ЗШО), ТЭЦ, предприятия, войсковые части стали показывать реальные объемы выхода ЗШО. По Мурманской области в 1998 году показано 1 181 427 тонн. Золошлакоотвалы занимают определенные площади, являются источником загрязнения окружающей среды и требуют значительных эксплуатационных затрат. В тоже время ЗШО по своему составу и свойствам являются ценным минеральным сырьем. Например, в Германии зола и шлаки используются более чем на 80%, во Франции - 65%, а в России всего - 4%. При этом, кроме существенного экономического эффекта решаются многие экономические проблемы. В Мурманской области шлак используется для дорожного строительства, отсыпки территорий и в качестве изолирующего материала на свалках ТБО.

Важной проблемой для Мурманской области является переработка резиновых отходов и, в частности, вышедших из употребления автошин. Несмотря на многообразие известных в настоящее время способов использования резиновых отходов, эта проблема в большинстве стран мира с достаточной технической, экономической и экологической эффективностью не решена. В Мурманской области автошины в небольших количествах используются на судах в качестве кранцев, при изготовлении тралов, для закрепления откосов. Часть автошин захоранивается на свалках ТБО и полигонах промотходов.

В области обращения с ртутьсодержащими отходами также имеются нерешенные проблемы. Построенный на Кольском полуострове завод по демеркуризации люминесцентных ламп работает неэффективно в связи с высокими тарифными ставками по переработке ртутьсодержащих отходов с и небрежным отношением предприятий по обращению с опасными отходами с другой стороны. Завод, в свою очередь, является источником вторичного загрязнения ртутью, т.к. не в полной мере выдерживаются технологические регламенты работы предприятия.

В настоящий момент налажен учет образования, сбора и утилизации отработанных ртутных ламп от предприятий области. Жилищно-коммунальный сектор не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.

В Мурманской области не имеется специализированных мощностей по утилизации отработанных нефтепродуктов. Эти отходы частично передаются на котельные, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах.

На территории области функционируют несколько предприятий, занимающихся утилизацией нефтесодержащих вод. Технологии, применяемые для очистки льяльно-балластных и других нефтесодержащих вод, большей частью устарели и не обеспечивают нормативную степень очистки сточных вод от нефтепродуктов.

Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов, промасленной ветоши и т.д. Существенным препятствием для решения этой проблемы является необходимость использования большого количества горючего для полного термического обезвреживания твердых отходов и высокая цена

В 1999 году Горным институтом Кольского научного центра РАН продолжены работы по созданию кадастра промышленных отходов предприятий горно-металлургического комплекса Мурманской области, Государственным научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды Арктики и Севера разработана и находится на рассмотрении в областной Думе концепция региональной (Мурманской областной) системы управления обращением с ТБО.

Очевидно, что в сфере обращения с отходами производства и потребления в области не все обстоит благополучно, поэтому комитет уделяет данному вопросу большое внимание, в ближайшем будущем должны быть предприняты действия с целью снижения воздействия на окружающую среду от отходов, суть которых заключается в следующем:

Наверх