Одним из важнейших направлений в развитии земельной реформы является создание системы управления земельными ресурсами и регулирование земельных отношений. При переходе к рыночной экономике возникает необходимость пересмотра сложившегося механизма регулирования земельных отношений.
Одним из основополагающих моментов должен стать процесс фактического разграничения земельной собственности на федеральную, областную, муниципальную собственность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98г. №696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" и во исполнение приказа Госкомзема России от 23.03.99r. №43 "О плане действий Госкомзема России по реализации положений документов "О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране" и в целях разграничения государственных земель по формам собственности, на территории Мурманской области создан предварительный реестр земель, находящихся в федеральной собственности.
К федеральной собственности согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации и в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Администрацией Мурманской области "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Мурманской области", от 30.10.97 года могут быть отнесены 1940 земельных участков общей площадью 10306,8 тыс. га, что составляет 71% общей площади области.
Вместе с тем проведенный анализ показал, что отводы под эти объекты выполнены, в основном, в довоенные и военные годы по схематическим чертежам и за прошедшее время претерпели значительные изменения в площадях и границах. Часть земельных участков предоставленных Министерству обороны застроена в соответствии с градостроительной документацией муниципальными и областными объектами, значительное количество земельных участков, в связи с производимым сокращением в Вооруженных силах, не используется.
Для реализации прав собственника Российской Федерации на земельные участки должна быть создана правовая база о порядке закрепления земельных участков в федеральную собственность и о порядке управления федеральными землями.
В целях совершенствования правового регулирования земельных отношений на территории области приняты законы Мурманской области "О муниципальных землях" (№ 99-01-ЗМО от 20 апреля 1998 года), "Об административно- территориальном устройстве Мурманской области" (№ 96-01-ЗМО от 6 января 1998 года),постановления Губернатора Мурманской области от 08.06.98г.№231 "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды на территории Мурманской области", от 2704.98г.№4-П "О мерах по реализации федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 01.02.99г. №32 "Об урегулировании некоторых вопросов землепользования на территории Мурманской области" от 07.06.99г. №237-ПГ.
В условиях перехода к различным формам собственности, владения и пользования землей возникает необходимость в регистрации землепользователей, определении местоположения земельного участка и точном учете закрепленных за ним земель. С этой целью в 1999году на территории области выполнены кадастровые съемки на общей площади 1,5 тыс. га, проведены работы по инвентаризации земель на площади 0,9 тыс.га.
Особое значение для решения проблемы разделения земельной собственности имеет осуществляемая в настоящее время инвентаризация земель населенных пунктов (городов, поселков и других поселениях), где земельные отношения не имели какого- либо существенного значения и городские территории рассматривались как пространственный базис для решения градостроительных задач. Площадь проинвентаризированных земель по населенным пунктам на 01.01.2000г. составила 0,7 тыс. га, что составило 78% от общей площади проинвентаризированных земель.
Проведение этих работ необходимо для получения информации о составе земельных ресурсов населенных пунктов, организации учета земельных участков, определения их границ, данных о землепользователях, их правах и статусе.
Экономические реформы потребовали принципиально новых методов управления, способных обеспечить функционирование рыночных механизмов в сфере земельных отношений и рынка прочей недвижимости.
В этих условиях резко возрастает роль государственного земельного кадастра как единой государственной многоцелевой многоуровневой системы, направленной на обеспечение органов управления всех уровней информацией о состоянии земель в Мурманской области, а также на удовлетворение информационного спроса на рынке недвижимости.
Заинтересованность исполнительной власти в наличии такого важнейшего инструмента управления предопределило разработку федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 932 и "Программы создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Мурманской области "1996-2000г.г.".
Основными задачами государственного земельного кадастра являются: обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о земельных участках и прочно связанной с ними недвижимости с целью учета, оценки, контроля, планирования и регулирования использования, а также охраны земель, защиты прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов и создания объективной основы для установления размеров земельного налога, арендной платы и определения нормативной цены земли.
На территории области продолжается работа по сбору, обработке и хранению земельно-кадастровой информации.
Во исполнении федеральной целевой программы в соответствии с приказом Госкомзема Россини от 27 июля 1999 года в Мурманской области проделана следующая работа:
Приказом Мурманского облкомзема №76-а от 28 сентября назначены исполнители, ответственные за осуществление мероприятий, связанных с организацией промышленной эксплуатации АС ГЗК. Проведено предпроектное обследование в Мурманском и Мончегорском горкомземах - объектах внедрения в соответствии с "Методикой промышленного внедрения АС ГЗК на уровне муниципального образования".
От Северо-Западного РКЦ "Земля" получены необходимые методические материалы. На местах проводились соответствующие консультации. На базе Северо-западного РКЦ "Земля" проведено обучение технологии ведения ГЗК, в том числе в автоматизированном варианте, специалистов рай(гор)комземов в количестве 9 человек.
За один год работы картографическая кадастровая база данных увеличилась на 5% благодаря использованию новых технологий.
В связи с введением в действие Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.97r №1378 на территории Мурманской области регистрацию прав осуществляет Мурманский областной департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который предоставляет в Мурманский областной комитет по земельным ресурсам и землеустройству ежемесячную информацию о государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом, однако с ноября 1999 года департамент без предварительного уведомления и объяснения причин прекратил представление данной информации, ограничив ее лишь сделками с земельными участками, что создало серьезные трудности с выполнением возложенных на комитет задач. На обращение комитета в Мурманский областной департамент государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок о необходимости возобновления предоставления информации получен отрицательный ответ.
В Мурманской области, как в целом по России, завершен первый этап земельной реформы. Произошли принципиальные изменения в формах собственности на землю.
Сельским и городским жителям бесплатно передано в собственность 7,5 тыс. га земель, проведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий, в результате которой 2,9 тыс. работников этих предприятий стали собственниками земельных долей. В ведение органов местного самоуправления передано 61,9 тыс. га земель в черте 140 городов, поселков и сельских населенных пунктов. Созданы фонды перераспределения земель, полностью решена проблема обеспечения граждан земельными участками для садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства. Идет процесс приватизации предоставленных гражданам земельных участков, а также продажа приватизированньш предприятиям занимаемых ими земельных участков.
Одним из важнейших достижений реформы является введение платного землепользования.
С началом рыночных преобразований экономики, вступления Мурманской области в совместные с Российской Федерацией права владения, пользования и распоряжения землей, возникли правовые основы для использования земли, как объекта недвижимости, с целью получения доходов от ее коммерческого использования.
За время действия Федерального Закона "О плате за землю" (1992-1999г.г.) в доход бюджетов различных уровней поступило 404 млн. рублей (с учетом деноминации в 1998г.).
По сравнению с уровнем 1996 года (33,2 млн. руб.) величина земельных платежей за 1999 год (157,9 млн. руб.) возросла в 4,8 раза, что объясняется не только установлением инфляционных коэффициентов к ставкам земельного налога, но и увеличением площадей земель, находящихся в аренде, и ростом ставок арендной платы.
Важным направлением земельной реформы является информационное обеспечение о земельных ресурсах органов власти, местного самоуправления, налоговых и других органов. Для этих целей и надлежащего учета земельных ресурсов и управления ими в области создается система государственного земельного кадастра.
Эти работы осуществляются в рамках федеральной и областной целевых программ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (ГАС ЗК), утвержденных соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96г. №932 и администрации Мурманской области от 08.09.97 г. №404, а также соглашений по кадастровым проектам между Госкомземом России и администрации Мурманской области со шведской Национальной земельной службой.
Параллельно создается геоинформационная база в целях реализации проектов, предусмотренных Программой Баренц-региона. При областном земельном комитете, по распоряжению губернатора Мурманской области от 28.06.99г. №277-РГ создан геоинформационный отдел, финансируемый из областного бюджета. Общими усилиями специалистами земельных и картографических служб России, Швеции, Финляндии и Норвегии создана картографическая основа в электронном виде масштаба 1:1 000 000.
Следует отметить, что земельная реформа в области, как и во всей России, проходит в неблагоприятных условиях при постоянном сокращении штатов, недостаточном и жестком финансировании. Положение усугубляется еще и тем, что до сих пор отсутствует четкое земельное законодательство, не принят Земельный Кодекс (нет целого ряда основополагающих законов, таких как о государственных и муниципальных землях, об оценке земель, о землеустройстве и т. п.).
В результате по целому ряду позиций программы ГАС ЗК работы идут со значительным отставанием. В первую очередь, по кадастровым съемкам и инвентаризации земель.
При таком положении немаловажную роль в упорядочении управления земельными ресурсами сыграли, заключенные администрацией области соглашения с Правительством Российской Федерации от 30.10.97г. №12 "О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Мурманской области" и с Госкомземом России "О сотрудничестве и распределении полномочий в управлении земельными ресурсами между Госкомземом России, администрацией Мурманской области", утвержденное постановлением администрации области от 23.12.96r. №458.
В рамках этих соглашений районные (городские) комитеты получили более четкие полномочия по управлению земельными ресурсами, а также материальное и финансовое подкрепление их деятельности за счет средств местных бюджетов и других источников.
В соответствии с упомянутыми соглашениями начаты работы, связанные с разграничением государственных земель по формам собственности.
Разработан и принят областной закон "О муниципальных землях", определяющий принципы и критерии, по которым земельные участки могут быть отнесены к муниципальной собственности, и порядок передачи государственных земель в муниципальную собственность.
По двухсторонним соглашениям с главами местных администраций рай(гор)комземы осуществляют подготовку и заключение договоров аренды земельных участков, ведут списки плательщиков земельного налога и арендной платы, государственный контроль за поступлением в бюджет средств от арендуемых земельных участков.
Дальнейшее развитие земельной реформы в Мурманской области должно идти по направлениям, обозначенным федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99г. №694, и разработанной в соответствии с ней областной программой, которая согласована с Госкомземом России, и в настоящее время находится на рассмотрении в администрации Мурманской области. Проектом программы предусматривается:
завершение в ближайшие годы разграничения государственной земельной собственности на федеральную, областную и муниципальную. Этим будут созданы условия для более четкого и оперативного управления земельными ресурсами, в частности, органы местного самоуправления получат юридическую основу управления и распоряжения муниципальной земельной собственностью;
становление органов, осуществляющих функцию ведения государственного земельного кадастра;
выполнение основных объемов работ по кадастровым съемкам и инвентаризации земель в соответствии с вышеупомянутой целевой программой о ГАС ЗК;
совершенствование системы земельных платежей на основе материалов оценки земель. Во исполнение Постановления Правительства РФ "О государственной кадастровой оценке земель" от 25.08.99r №945, на территории Мурманской области необходимо закончить в 2001 году государственную кадастровую оценку земель для целей налогооблажения и иных целей, установленных законом. В первую очередь подлежат оценке земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения и промышленности, т.е. те земельные ресурсы, которые облагаются земельным налогом и сдаются органами местного самоуправления в аренду для коммерческого использования.
Переход к установлению зависимости размера земельного налога и арендных платежей от кадастровой стоимости земельных участков пользователям и арендаторам.
Кроме того, увеличение суммы земельных платежей за счет роста ставок земельного налога позволит органам местного самоуправления выделять значительные суммы на: