Рост объемов отходов и обращение с ними вызывает множество экономических, экологических, социальных и медицинских проблем.
Сложившаяся на Кольском полуострове ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды и представляют реальную угрозу здоровья населения. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных отходов, в том числе содержащие канцерогенные вещества. Вследствие выщелачивания тяжелых металлов и запыленности, отвалы отработанных пород препятствуют хозяйственному использованию земли. Отвалы, типа отработанных пород и хвостов обогащения горнодобывающей промышленности, содержат значительное количество полезных ископаемых, доступных для извлечения. В 1998 году образовалось 82 млн.тонн отходов горнодобывающей промышленности и только 5% использовано в производстве.
В 1998 году на предприятиях области образовалось 3 575 503 т опасных отходов производства и потребления, из них объем образовавшихся особо опасных отходов ( 1 и 2 классов ) составил 1750 т, в процентном отношении опасных отходов приходилось на :
г.Мурманск ..........................6,8 %
Мурманскую область .........93,2 %
Объем образовавшихся опасных отходов по г.Мурманску и Мурманской области .
1 класс опасности |
2 класс опасности |
3 класс опасности |
4 класс опасности |
|
г.Мурманск |
4,1 |
158,9 |
5927,6 |
18384,6 |
Мурманская область |
23,9 |
1563,1 |
52086,4 |
3497354,4 |
Итого |
28 |
1722 |
58014 |
3515739 |
Сформировавшаяся в Мурманске к настоящему времени система обращения с ТБО сводится к валовому сбору отходов и перевозке их специализированным автотранспортом на мусоросжигательный завод или на свалки.
Основным звеном существующей в Мурманске системы обращения с бытовыми отходами является ОАО “Завод ТО ТБО”. Проектная мощность завода составляет 130000 т/год. В 1998 году было сожжено 77288 тонн ТБО. Завод работает в круглосуточном и круглогодичном режиме. Вырабатываемое тепло частично используется самим предприятием, частично передается в паровой коллектор ГОУТЭП “ТЭКОС”.
Остальные города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятий и вывоз ТБО осуществляется городскими и поселковыми ЖКХ на санкционированные и несанкционированные свалки. В ближайшем будущем масса образующихся отходов останется, по-видимому, без изменений.
Средний структурный состав ТБО
Наименование отходов |
Удельное содержание в общей массе, % |
Бумага |
38,2 |
Пищевые отходы |
21,6 |
Древесина |
10,4 |
Стекло, металл, камни |
10,1 |
Текстильные отходы |
6,1 |
Пластмасса, полимеры |
2,7 |
Кожа, резина |
0,9 |
Прочие отходы |
10,8 |
Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд нерешенных проблем, основные из которых перечислены ниже:
Система сбора ТБО не обеспечивает отделение из них вторичного сырья и что особенно важно – опасных отходов (отработанные люминесцентные лампы, источники тока, изделия из поливинилхлорида и др.). Такие виды отходов при складировании их на полигонах или при сжигании приводят к загрязнению окружающей среды опасными токсикантами.
Система переработки ТБО в области практически отсутствует. На единственном в области мусоросжигательном заводе сжигание ТБО осуществляется без какой – либо предварительной их сортировки и сепарации. Реутилизация здесь ограничена лишь использование тепла, получаемого при сжигании ТБО и шлаков для рекультивации карьеров.
Захоронение ТБО осуществляется на свалках также без предварительной их сортировки и сепарации. Из-за недостатков организации и контроля за удалением ТБО, появляются несанкционированные свалки на которых ТБО смешаны с опасными отходами. В силу неподготовленности мест, на которых они расположены, атмосферные осадки фильтруются сквозь свалочные массы.
Нормативно – правовая база обращения с отходами в Мурманской области, как и в России, пока еще не представляет собой единую систему правовых норм, регулирующих все вопросы, связанные с процессами сбора, транспортировки и переработки ТБО.
В 1998 году в связи с усилением контроля со стороны Мурманскгоскомэкологии за образованием золошлаковых отходов (ЗШО), ТЭЦ, предприятия, войсковые части стали показывать реальные объемы выхода ЗШО. По Мурманской области в 1998 году показано 1 181 427 тонн. Золошлакоотвалы занимают определенные площади, являются источником загрязнения окружающей среды и требуют значительных эксплуатационных затрат. В тоже время ЗШО по своему составу и свойствам являются ценным минеральным сырьем. Например в Германии зола и шлаки используются более чем на 80 %, во Франции – 65 %, а в России всего – 4 %. При этом, кроме существенного экономического эффекта решаются многие экономические проблемы. В Мурманской области шлак используется для дорожного строительства, отсыпки территорий и в качестве изолирующего материала на свалках ТБО.
Важной проблемой для Мурманской области является переработка резиновых отходов и, в частности, вышедших из употребления автошин. Несмотря на многообразие известных в настоящее время способов использования резиновых отходов, эта проблема в большинстве стран мира с достаточной технической, экономической и экологической эффективностью не решена. В Мурманской области автошины в небольших количествах используются на судах в качестве кранцев, при изготовлении тралов, для закрепления откосов. Часть автошин захоранивается на свалках ТБО и полигонах промотходов.
В области обращения с ртутьсодержащими отходами также имеются нерешенные проблемы. Построенный на Кольском полуострове завод по демеркуризации люминесцентных ламп работает неэффективно в связи с высокими тарифными ставками по переработке ртутьсодержащих отходов с и небрежным отношением предприятий по обращению с опасными отходами с другой стороны.
В 1998 году Горным институтом Кольского научного центра РАН создан кадастр промышленных отходов предприятий горно – металлургического комплекса Мурманской области, Государственным научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды Арктики и Севера разработана и находится на рассмотрении в областной Думе концепция региональной (Мурманской областной) системы управления обращением с ТБО.
Очевидно, что в сфере обращения с отходами производства и потребления в области не все обстоит благополучно, поэтому комитет уделяет данному вопросу большое внимание, в ближайшем будущем должны быть предприняты действия с целью снижения воздействия на окружающую среду от отходов, суть которых заключается в следующем:
Создание в Мурманской области прецедента использования комплексной системы управления материальными, финансовыми и информационными потоками в сфере обращения с отходами производства и потребления