На территории области проживает несколько этнических групп, которые к началу ХХ века населяли пространство Кольского полуострова: кольские саамы, ненцы, коми-ижемцы, русские старожилы-поморы. Эти этнические группы претендуют сегодня на определенный ареал расселения, традиционное природопользование, возрождение традиционной трудовой деятельности, национальную культуру.
Сложности в постановке данной проблемы и тем более ее решение связаны с отсутствием законодательной базы. Законотворчество в России не успевает за требованием времени. Проекты законов о правовом статусе коренных малочисленных народах Севера рассматривались с 1990 года, но до сих пор не приняты. В виде проекта существует закон и о местном самоуправлении. В принятых же законах и указах отсутствует единое толкование понятий (как, например, территория), что создает определенные трудности при совмещении ресурсопользователей на одной территории. Нет устоявшегося терминологического единообразия и в научной литературе. В связи с этим возникает потребность объяснения некоторых специальных терминов и понятий, необходимых для описания данной проблематики.
С 1925 года особая группа народов Севера была определена как малочисленные народы севера, это понятие оставалось общепринятым до 90-х годов. В данное время оно заменено - на малочисленные народы Севера. Данное определение имеет несколько признаков: 1) малая численность этнической группы, 2)особый характер традиционной занятости - оленеводство, рыболовство, охота, морской зверобойный промысел. 3) особенности быта (кочевание) связанные с традиционным хозяйством. 4) низкий уровень социально-экономического развития.
На территории Мурманской области под эту категорию попадают саамы и ненцы. При этом саамы относятся к категории коренное население, а ненцы, для данного региона, - переселенцы конца прошлого-начала нынешнего веков.
Коренные народы (аборигенные) - изначальные, исконные - термин достаточно условный. Наиболее емким по смыслу и корректным с юридической точки зрения ряду авторов видится понятие Малочисленные коренные народы Севера.
Это определение в нашем случае подходит к группе Кольских саамов. В то же время Кольские ненцы - малочисленные народы севера, коми-ижемцы-переселенцы и по сути не малочисленные, но относятся к группе народов, зависимых от традиционных систем жизнеобеспечения, связаны с оленеводством и промысловым хозяйством. Русские поморы - старожильческое население, освоившие данную территорию в ХП-Х1У веках.
Под системой жизнеобеспечения понимается взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, то есть экономически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания.
В освоении Севера особое место занимает проблема сочетания традиционных и новых видов природопользования. Основой существования коренного населения является традиционное природопользование. Характерный признак традиционного природопользования - высокая степень адаптации к природной среде, что обеспечивает выживание малочисленных народов Севера. Одновременно проявляется чувствительность к изменениям в природной среде, что делает этот вид природопользования чрезвычайно уязвимым и неконкурентноспособным в определенных социально-экономических условиях. Для выживания малочисленных народов Севера в современных условиях необходимо определение территорий традиционного природопользования, как систем жизнеобеспечения. Понятию территория традиционного природопользования соответствует категория естественных территорий заповедников, назначение которых сохранить естественное природное окружение коренных жителей и создать оптимальные условия для естественного развития их культуры и сохранения традиционных форм деятельности и стиля жизни.
Особое место в проблематике малочисленных народов Севера занимает понятие национальной культуры. Оно подразумевает совокупность исторически обусловленных особенностей системы природопользования и жизнеобеспечения, уровень духовного развития. В публицистике, в административной и бытовой практике часто воспринимается в усеченном виде, только как духовная культура. Отсюда более значительное внимание со стороны администраций к художественной самодеятельности, а не к хозяйственной деятельности аборигенов. Духовная культура - только часть национальной и не может существовать отдельно от целого.
При рассмотрении вопросов традиционного образа жизни термин этноэкология приобретает первостепенное значение. Он определяет особое научное направление на стыке этнографии и экологии человека, занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействие на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем.
В западной научной литературе термин ethnoecology, который буквально переводится на русский как этноэкология имеет другую смысловую нагрузку. Для западных ученых этноэкология - это изучение представления об окружающей среде самих носителей местных культур. В русской научной литературе в этом смысле употребляется выражение народная экология, которая является в нашем понимании частью этноэкологии.
Территория, на которой расселены саамы, ненцы, коми-ижемцы, поморы, в административном отношении является Мурманская область. Однако коренными жителями Кольского Севера являются саамы. Административные границы области включают в себя территорию известную также под названием Русская Лапландия или Кольский полуостров. Область почти полностью расположена за Полярным кругом, что позволяет ее коренное население относить к арктическому типу. Полуостровное положение области сказалось и на особенностях развития коренного населения.
Заинтересованное в промысловой деятельности коренное население не имеет на территории области государственных или других национально- территориальных образований. Единственной, в правовом отношении ничего не определяющей, формой, утвержденной правительством России в 1993 году, является список районов преимущественного проживания малочисленных народов Севера. По этому списку в Мурманской области относятся: Ловозерский, Кольский районы и Енский сельсовет.
В Мурманской области численность населения, заинтересованного в сохранении и возрождении оленеводства и промыслов, составляет примерно 5958 человек. Эти этнические группы в силу происхождения и исторического развития имеют право на сохранение традиционного образа жизни. Кольских саамов по переписи 1989 года было 1615 человек. Саамы проживают практически во всех городах области. Другая этническая группа - коми-ижемцы 2167 человек, в том числе 1299 - сельское население. Наиболее корректным, как показывают исследования 1990-1995гг, представляется рассмотрение этнической группы коми-ижемцев только для сельской местности, в которой погрешности этнической идентификации не велики. Так в селе Краснощелье проживает только одна представительница народа коми, переселенка 60-х годов. Этническая группа кольских ненцев не велика, всего 176 человек - 124 сельские жители. Кольские поморы, старожильческое русское население, наименее изученная в социальном и этноэкологическом плане этническая группа, но не менее других народов Севера нуждающаяся в сохранении традиционных промыслов. Численность поморов практически никогда не выяснялась. Принято считать, что их около двух тысяч человек.
Сегодняшнее расселение на территории региона данных этнических групп сложилось в 70-е годы. В это время завершилось разрушение ареала традиционного расселения. Более всего от политики переселения пострадало саамское население. Выселенные в основном в село Ловозеро они потеряли работу в оленеводстве, более 100 человек оленеводов остались не у дел, до настоящего времени не решен вопрос с каким - либо жильем для переселенцев. В показательном благоустроенном доме места хватило для незначительной части нуждающихся. Вызвано было переселение промышленным освоением, милитаризацией территории области и политикой реорганизации сельского хозяйства, укрупнением колхозов, а затем организацией на их базе госпредприятий- совхозов. Из оленеводческих хозяйств в области остались совхоз "Тундра", расположенный в селе Ловозеро, и совхоз "Память Ленина", с центральной усадьбой в селе Краснощелье. и отдалениями в селах Каневка и Сосновка. Оленеводческое хозяйство есть у опытно-производственного хозяйства "Восход", расположенного в селе Лопарская Кольского района, в этом же районе находятся его основные пастбищные угодья хозяйства. На рисунках 1,2,3 представлены карты оленьих пастбищ, за 1934, 1971, 1993 годы. На этих картах отчетливо видно сокращение не только территорий пастбищ, но и фактические изменения в ареале расселения аборигенов. В границах Ловозерского и Кольского районов, территорий под пастбища оказалось недостаточно. Оленеводческие хозяйства арендуют дополнительно территории в Терском районе и у Кировской администрации, т.е. административное деление области не соответствует традиционным местам выпаса оленьих стад. В 1995 году в соответствии с поручением правительства России и решением областной администрации на базе совхоза Енский было восстановлено оленеводческое хозяйство, по форме фермерское. В Кольском районе есть 3 частных оленеводческих хозяйств, 1 хозяйство расположено в Печенгском районе.
После разрушения ареала традиционного расселения большая часть саамов - 859чел., ненцев -119, коми-ижемцев - 1290, 2-эвенка проживают в Ловозерском районе. Саамы потеряли 32 поселка, в которых являлись этническим большинством. Ижемцам повезло больше: у них осталось два села Краснощелье и Каневка, где они составляют большую часть населения, что позволяет не раствориться, в иносреде лучше сохранить традицию, язык. В Краснощелье и Каневке на ижемском диалекте говорит старшее саамское население. В Кольском районе проживают из этнически северных групп в основном саамы, численность их 220 человек, дисперсно расселены по всем поселкам района.
Одной из целей проекта развития малочисленных этнических групп народов Севера, проживающих в Мурманской области, является разработка принципов развития. В контексте проблемы под устойчивым развитием понимается такое движение вперед, которое обеспечило бы разумные потребности исследуемых этнических групп при сохранении окружающей среды для будущих поколений.
Сохранение традиционной хозяйственной модели Кольских саамов, коми-ижемцев, ненцев, поморов, особенно экономической триады (рыболовство, охота, оленеводство) является важнейшим условием сохранения их этнической самобытности и тесно связано с будущим среды обитания. Разрушение ее влечет за собой уничтожение традиционно сложившейся системы взаимоотношений этнической общности с окружающей средой. Сохранение этой экономической модели как единого целого необходимо еще и потому, что любая этническая общность формируется и развивается на основе неразрывного материального и духовного освоения окружающей среды. Кроме того, предварительные исследования и полевые наблюдения показали, что, как и в других районах Арктики, одновременное использование нескольких элементов в экономической модели природопользования этих этнических групп населения Кольского севера, исторически оправдано в связи с изменениями ареала традиционного природопользования, ухудшением экологической и социальной обстановки. Недостаточность одного ресурса в системе жизнеобеспечения компенсируется другим. При использовании всех компонентов триады обеспечивается более полная занятость, так как традиционное хозяйство носит сезонный характер. В условиях переходного периода от посттоталитаризма к демократическому государству произошел всплеск самосознания в среде малочисленных народов Севера. Общие противоречия переходного периода, такие, как падение уровня жизни, безработица, удорожание энергоресурсов, усугубили и без того низкое социально-экономическое положение этих этнических групп. В этот период в большей степени проявилась зависимость народов Севера от традиционного природопользования. Сложность природных условий, разнообразие ресурсов, их выборочная освоенность, различный уровень развития производительных сил, преобладающее мигрантное население на Севере России требует новых подходов в индустриальном освоении и в отношении традиционного природопользователя. Исходной позицией в исследовании вопросов устойчивого развития малочисленных народов Кольского севера должно быть признание того, что эти группы этносов живут внутри крупномасштабных политических систем. Среда их обитания характеризуется не только природными, но, что не менее важно, общественными условиями. Политический, в большей степени, чем экономический характер, имеет их маргинальность.
Концепция устойчивого развития или равноправия и равноценности индустриальных и аборигенных форм природопользования требует решения многих правовых и социальных проблем. Наиболее сложными для решения являются проблемы выделения территорий под традиционную деятельность, развитие национальных автономий, призванных обеспечивать развитие местных форм самоуправления и природопользования.
Традиционное природопользование на территории Мурманской области в течении ХХ века испытывало постоянный прессинг со стороны других видов природопользования. Промышленное освоение территории началось со строительства Мурманской железной дороги в 1915-1916 годах. Незамерзающий Кольский залив обеспечил развитие рыбодобывающей и перерабатывающей отраслей и морских перевозок. Шоссейная дорога Мурманск-Санкт Петербург соединила регион с центром страны. Развитость транспортной системы области - явление уникальное в развитии северных регионов. Только этого достаточно для понимания того, что промышленное освоение области будет продолжаться. Вдоль основных транспортных магистралей расположена и промышленная зона с рудниками, обогатительными фабриками, городами и поселками. Развитая сеть гидроэлектростанций отторгла часть территорий под водохранилища. Намечено строительство второй очереди Кольской атомной станции. Приграничное положение и незамерзающая часть Баренцева моря способствовала расположению в регионе северного военно-морского флота и сопутствующих военных структур.
В результате промышленной экспансии и милитаризации территория традиционного природопользования сократилась до критической величины. Основная ее часть расположена на востоке области, где пока нет ни промышленности, ни транспортных магистралей. Ограниченность территории и государственная собственность в оленеводстве определили и характер трудовой деятельности. Фактических изменений в оленеводстве на сегодняшний день не произошло. Поэтому занятость коренного населения в оленеводстве осталась на уровне последнего десятилетия. В основной традиционной отрасли - оленеводстве занято 16% от числа малочисленных народов севера в трудоспособном возрасте.
К основным видам природных ресурсов относятся оленепастбища, промысловые виды озерной и речной рыбы, животные и определенная часть дикоросов. Из названных видов ресурсов четкую территориальную привязку имеют оленепастбища. В Мурманской области с этим ареалом практически совпадают все виды природных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность народам Севера, что позволяет на этой территории вести весь комплекс традиционного северного хозяйства. Восстановление оленеводческого хозяйства в Ене вернуло и бывшую территорию пастбищ в этом районе. Развитие такой отрасли традиционного хозяйства, как оленеводство непосредственно связано с вопросами охраны природы, так как олень - единственное сельскохозяйственное животное, содержание которого базируется на использовании естественных кормовых угодий., в первую очередь ягельников, полное восстановление которых при уничтожении, требует от 25 до 40 лет, некоторые специалисты утверждают, что полное восстановление происходит за период около 100 лет .
Помимо очевидного факта, что под давлением промышленности ареал традиционного природопользования сокращается, есть еще и косвенные причины, вызванные ростом населения на территории области, и прямые потери от интенсивного ведения оленеводческого хозяйства в прошлом. Одной из косвенных причин изъятия ягельников из оленеемкости пастбищ является уничтожение их гусеничным транспортом. Огромное количество экспедиций, оснащенных тяжелым гусеничным транспортом, практически за предыдущие годы избороздили Кольский полуостров. На восстановление растительного покрова на такой колее в здешних условиях требуется от 15 до 20 лет. Сбором дикоросов, рыбной ловлей в области практически занимается все городское и сельское население, в том числе и военнослужащие. С общим падением уровня жизни бытовой прессинг на природу усилился. У коренных жителей саамов - народная экология запрещала снимать растительный покров. Если олень копытом оголил землю, то у нее просили прощенья. Отсутствие у населения экологической культуры способствует увеличению числа лесных пожаров, что в первую очередь наносит ущерб ягельникам. Плановое ведение оленеводческого хозяйства способствовало росту поголовья оленей. Оленеемкость пастбищ к середине 80-х годов была практически полностью исчерпана. Некоторым пастбищным территориям был нанесен значительный урон. Стада оленей до 2000 голов могут способствовать вытаптыванию ягельников. Полностью были выбиты территории около оленеводческих баз. Как показывает опыт оленеводства в скандинавских странах, рыночные условия также стимулируют рост поголовья оленей. В Финляндии и Норвегии в районах, занятых оленеводством, ягельники практически отсутствуют. По словам одного норвежского ученого, жадность оленеводов превратила пастбища в техногенные пустоши. Все это заставляет соседей просить в аренду земли в Мурманской области для выпаса оленей.(союз оленеводов Норвегии) или продать ягель на вывоз. (оленеводы Финляндии). В 1990 году Ботанический сад КНЦ РАН представил в облисполком докладную записку о недопустимости снятия ягеля и его продажи. Аргументировано это было нарушением биологической цепи в экстремальных условиях севера, эрозией почвенного покрова и т.д.
За годы становления рыночных отношений в хозяйствах области количество оленей сохранилось на прежнем уровне, в количестве 80 тысяч голов. Нам думается, что их значительно больше. ТОО "Память Ленина" несколько лет не проводило пересчет оленей и проводило очень маленький забой. В частном секторе, как айсберг, не зарегистрированная часть оленей намного больше официальной. Цифра в 76 тысяч была определена как критическая 10 лет назад. С тех пор площади пастбищ сократилась на 16%, однако, площадь пастбищ требует уточнения.
Осуществление реформ в Мурманской области, изменение социально-экономической и политической обстановки оказали существенное влияние на этническую ситуацию в регионе. Проблемы малочисленных народов Севера приобрели важное значение в развитии области. В печати, в исследованиях ученых, в выступлениях представителей этнических групп на различных форумах социально-экономические и политические проблемы нашли свое отражение. До недавнего времени особо ущемленной этнической группой были саамы. Они больше других пострадали от политики укрупнения сельхозпредприятий. Действовавшая в прошлом система льгот в значительной степени разрушила традиционные основы саамской семьи. В настоящее время 60% саамских мужчин не состоят в браке, 40% женщин имеют не полные семьи. Специфические черты характера не позволили саамам адаптироваться к условиям социалистического общества. Коми- ижемцы, наоборот, как отмечают исследователи были хорошо адаптированы к социалистической системе. В новой же ситуации под влиянием реформ и контактов с зарубежными саамами у кольских произошел резкий скачек в сторону национального самосознания, политической и социальной активности. Саамы занялись частным предпринимательством. Такими крупными предприятиями как "Тундра" и "Память Ленина" тоже руководят саамы, выбранные коллективами.
К негативным процессам, происходящим в экономических и социальных сферах у малочисленных народов Севера, относится падение уровня жизни, в первую очередь вызванное ростом безработицы.
Особой социальной проблемой среди малочисленных народов севера был и остается алкоголизм.