Природоохранительное законодательство Российской Федерации и
Мурманской области

Законодательное регулирование в области природопользования и охраны окружающей природной среды определено статьями 42, 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст.42 Конституции каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся: федеральная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные экологические программы; федеральные энергетические ресурсы и системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защита территориальных морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, геодезия и картография.

Статья 72 Конституции определяет предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов в области природопользования и охраны окружающей природной среды: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; природоресурсное - и природоохранительное законодательство; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Таким образом, в соответствии с Конституцией предусматривается разработка федеральных законов, которые обеспечат организацию природопользования и охраны окружающей природной среды, исходя из общих положений и принципов, на основе и согласно которым, субъекты Федерации будут развивать свое законодательство. Такой подход учитывает общие закономерности функционирования природных систем единого экологического пространства Российской Федерации, необходимость единства правовых требований и общих усилий по организации использования природных ресурсов и охраны природы. В свое время Верховный Совет Российской Федерации принял семь экологических законов: Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, Закон Российской Федерации “О недрах”, “Основы лесного законодательства Российской Федерации”, “Земельный Кодекс РСФСР”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии”, “Об охране здоровья граждан”, “О социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы”.

Существующие федеральные законы : "Об охране окружающей природной среды", "Об охране атмосферного воздуха", "О животном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об экологической экспертизе", “Водный кодекс Российской Федерации”, “Земельный кодекс РСФСР”, “Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”, закон РФ "О недрах", закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", федеральный закон "О радиационной безопасности населения" и др. в определенной степени обеспечивают решение задач по охране окружающей среды и здоровья населения.

Существенное значение в решение этих задач внес Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, включающий 16 видов экологических преступлений, а также Лесной кодекс Российской Федерации, принятый в январе 1997 года.

Ожидают своего рассмотрения в Государственной Думе РФ проекты федеральных законов "Об экологической безопасности", "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "Об охране атмосферного воздуха".

Перспективы дальнейшего развития законодательства в области экологии, охраны окружающей природной среды и природопользования связаны с разработкой законопроектов, имеющих большое значение для устойчивого развития регионов. К ним относятся законопроекты: “О системе платежей за право пользования природными ресурсами”, “Об обеспечении населения питьевой водой”, “О статусе зон экологического неблагополучия”, “О защите населения и окружающей среды от вредного воздействия нефтепродуктов”, “О государственной политике в области энергетики”, “О регулировании хозяйственной и иной деятельности на территориях экологического кризиса (экологического бедствия)” и “О санитарной охране территории Российской Федерации”.

На уровне региона в 1997 году произошло значительное событие в области законодательства. В соответствии с Конституцией 30 октября 1997 года подписан “Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Мурманской области”.

Одновременно между Правительством РФ и Администрацией Мурманской области подписано 17 Соглашений, в том числе “Соглашение о разграничении полномочий в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности”.

Издаваемые Госкомэкологией России приказы и инструкции способствуют практической реализации в регионах требований федерального законодательства.

Природоохранительное законодательство на уровне Мурманской области представлено в значительной мере постановлениями областной администрации и в малой степени - постановлениями и законами областной Думы.

В целом ряде случаев постановления администрации практически дублируют федеральные нормативные акты.

В истекшем году принято Положение о государственном комитете по охране окружающей среды Мурманской области, которое утверждено постановлением администрации Мурманской области от 29.09.97 № 424 и Председателем государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 02.12.97.

Председателем государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области 18.12.97 г. утверждено Положение о городском, районном, межрайонном комитете по охране окружающей среды.

Вышеуказанными нормативными актами определены статус и полномочия комитетов, в том числе право их должностных лиц, в пределах своей компетенции и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, беспошлинно предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства.