Представленные в докладе материалы свидетельствуют о том, что антропогенное влияние на состояние загрязнения объектов окружающей среды расположенных на территории Кольского полуострова значительно.
Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия цветной металлургии и энергетики.
На состояние поверхностных вод суши влияют предприятия горнодобывающего комплекса, металлургического, теплоэнергетического и коммунального хозяйства области.
Основными источниками загрязнения морской среды являются морские гражданские предприятия и организации оборонного комплекса.
На состояние лесных, тундровых и озерных экосистем влияние оказывают не только вредные выбросы местных предприятий, но и удаленных, в том числе зарубежных.
Заслуживает внимание проблема экономии воды и тепла, велики их потери при транспортировке от водоисточников до водопотребителей.
Восстановление земель, нарушенных различными видами деятельности, проводилось в недостаточных объемах из-за отсутствия средств.
Состояние различных видов биоресурсов, включая рыбные запасы, существенных изменений не претерпело.
Среди нерешенных проблем, возникших за время эксплуатации атомных энергетических установок, главное место занимает практически полное отсутствие мощностей по кондиционированию радиоактивных отходов и отсутствие предприятия, способного принять отходы на захоронение.
Также требуют неотложного решения вопросы вывода из эксплуатации и утилизации судов гражданского и военного флотов.
Анализ данных о санитарном благополучии населения Мурманской области, характеризующих состояние здоровья населения и среды обитания человека в 1997 году свидетельствует о том, что в области продолжает сохраняться напряженное положение с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среди причин смерти по-прежнему ведущими являются болезни органов кровообращения, злокачественные новообразования, несчастные случаи и отравления.
Продолжает ухудшаться структура и качество питания населения, обостряются проблемы обеспечения людей доброкачественной питьевой водой. Ухудшение санитарно-технического состояния водопроводных сооружений и сетей, несоблюдение требований санитарной охраны водоисточников приводит к риску увеличения инфекционной заболеваемости и вспышкам кишечных инфекций.
Внедряемые подходы и элементы рыночной экономики не сопровождаются адекватными действиями по созданию безопасных для жизни и безвредных для здоровья условий труда, сохранению здоровья работающих. Продолжает возрастать воздействие автотранспорта на состояние окружающей среды в крупных промышленных пунктах, но основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха по-прежнему вносят предприятия цветной металлургии.
Активные меры по проведению массовой иммунизации населения позволили снизить заболеваемость дифтерией, корью.
Крайне неблагоприятная эпидемиологическая ситуация складывается с заболеваемостью туберкулезом и венерическими болезнями, требует экстренных мер по переориентации профилактических мероприятий, проводимых службами здравоохранения.
Отсутствие обнадеживающих признаков повышения уровня жизни населения области и решения других острых социально-экономических проблем в условиях стабилизировавшегося уровня загрязнения Среды обитания не позволяет сделать оптимистический прогноз улучшения состояния здоровья населения и медико-демографических показателей.
Вместе с тем следует отметить снижение воздействия на окружающую природную среду от предприятий, расположенных на территории области. Несколько снизились выбросы тяжелых металлов от ОАО “Комбинат “Североникель”, ОАО “Ковдорский ГОК” приступил к разработке лежалых хвостов. Разработка этого техногенного месторождения займет около 30 лет, ОАО “Кандалакшский алюминиевый завод” внедряет систему газоочистки, “ТЕКОС” за счет гранта Агентства Международного Развития США, совместно со специалистами Мурманского технического университета установил на предприятии автоматизированную систему управления тепловой энергией. В г.Мончегорск осуществляется внедрение автоматизированной системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Теплоэнергетические предприятия ОАО “Колэнерго” ввели в эксплуатацию аналитическое оборудования для ведомственного контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. В государственном комитете эффективно эксплуатируется измерительный комплекс контроля источников выбросов в атмосферу. Благодаря финансовой помощи предприятий ОАО “Комбинат Североникель”, ОАО “ГМК Печенганикель”, ОАО Кандалакшский алюминиевый завод произведено оснащение системы государственного экологического контроля средствами измерения. В целях консолидации усилий и средств разработаны и одобрены технико-экономическое обоснования создания промышленной инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом в северном регионе России. Активно осуществляется сотрудничество между Россией, США и Норвегией в рамках проекта “Мурманская инициатива” по расширению установки по переработки жидких радиоактивных отходов на РТП “Атомфлот”.
Решение экологических проблем не возможно без обеспечения устойчивого развития региона. Для достижения устойчивого развития на наш взгляд необходимы следующие условия:
1. Устойчивое развитие требует фундаментальных изменений в поведении правительства, частных институтов и индивидов. Без предоставления экономических свобод, т.е. без предоставления возможности области определять, планировать социально-экономическую деятельность на территории, собственником которой является население, реализация действий в области устойчивого развития будет не эффективной.
2. Экологические и экономические проблемы являются центральными для нашей социальной безопасности.
3. Экономический рост, защита окружающей среды и социальное равенство должны быть взаимозависимыми, взаимно поддерживающими целями управленческой политики.
4. Все слои общества должны на равноправной основе делить между собой экологические блага и проблемы.
5. Любое принимаемое решение по экономическим и экологическим вопросам должно учитывать благосостояние будущих поколений и сохранять для них самый широкий, насколько это возможно, спектр выбора.
6. Наряду с соответствующими природозащитными мерами рыночные стратегии должны быть применены для использования частной активности и капитала в целях защиты и улучшения окружающей среды.
7. Прогресс в устранении бедности важен для достижения экономического прогресса, справедливости и качества окружающей среды.
8. Решения, влияющие на устойчивое развитие, должны приниматься открыто и обеспечивать информированное участие затрагиваемых и заинтересованных сторон, для чего требуются образованная общественность, свободные потоки информации, справедливые и равноправные возможности для пересмотра и исправления неправильно принятых решений.
9. Устойчивое развитие невозможно без внедрения достижений в науке и технике, так как они увеличивают как наше понимание, так и спектр выбора альтернатив о том, как соотносятся человек и окружающая среда.
10.Устойчивое развитие Мурманской области всецело зависит от устойчивости России, которая в свою очередь тесно связана с глобальной устойчивостью. Направления нашей политики в областях торговли, экономического развития, помощи и природоохраны должны рассматриваться в контексте международных последствий нашей политики.
11. Мы должны стремиться к сохранению целостности природных систем - почв, воды, атмосферного воздуха и биологического разнообразия, которые поддерживают как экономическое процветание, так и саму жизнь.
12. Защита природных систем требует изменения характера потребления, которое должно соответствовать постоянному улучшению эффективности использования обществом природных ресурсов.
13. Здоровье личности и социально-экономические права личности, а следовательно и общества на безопасную среду обитания для нынешних и будущих поколений должно являться основой принятия решений в области устойчивого развития территории.
14. Сохранение целостности общества в границах области, как субъекта Российской Федерации, сохранение духовных и нравственных ценностей народов, населяющих область, повышение духовности общества на основе традиций национальных и локальных культур учитывается при принятии социальных, политических и экономических решений.