Мониторинг природных ресурсов

Организации, осуществляющие мониторинг
антропогенного воздействия
на различные объекты окружающей среды

Государственный природоохранный орган

Объекты исследования

1.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Загрязнение атмосферного воздуха;
Загрязнение поверхностных вод суши;

Загрязнение морских вод;

Трансграничное загрязнение;

Комплексный мониторинг загрязнения среды и влияние на растительность;

Загрязнение атмосферных выпадений;

Глобальный фоновый атмосферный мониторинг;

Комплексный фоновый мониторинг;

Радиационные факторы;

Аварийный токсикологический мониторинг.

2.

Министерство охраны природных ресурсов Российской Федерации

Естественный и нарушенный режим подземных вод;

Экзогенные геологические процессы.

3.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Загрязнение почв;

Загрязнение растительности;

Загрязнение вод;

Загрязнения сельскохозяйственных продуктов, продуктов перерабатывающих предприятий.

4.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации

Питьевые источники водоснабжения населенных пунктов;
почвы;

воздух рабочей зоны;

пищевые продукты;

источники шума;

источники вибрации;

источники электромагнитного излучения;

заболеваемостью населения от факторов загрязнения окружающей среды;

остаточное количество, галогеносодержащих соединений в пищевых продуктах.

5.

Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации

Мониторинг лесных ресурсов.

6.

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

Мониторинг рыбных ресурсов.

Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается.

Водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов и наблюдения за режимом ведутся в системе Росгидромета. Учет водных ресурсов и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов.

Государственный учет за использованием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль их запасов осуществляется территориальными советами профессиональных союзов.

Земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется землепользователями и государственными землеустроительными органами. Все сведения связанные с землепользованием регистрируются в Государственном земельном кадастре.

Минерально-сырьевые ресурсы. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входит в компетенцию органов Роскомнедра. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России.

Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службу Главохоты РФ, которая осуществляет и прогноз рационального использования животных ресурсов , отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяет говорить о существовании мониторинга. Мониторинг рыбных ресурсов ведется органами Комитета РФ по рыболовству.

Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.

Контроль источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Государственный инструментальный контроль источников выбросов осуществляется Специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа. Контроль производится в европейском стандарте на оборудовании, поставленным Министерством охраны окружающей среды Финляндии.

В 1997 году инструментальным контролем было охвачено 38 источник выбросов загрязняющих веществ. Для 8 источников (21%) было установлено превышение нормативов предельно допустимых выбросов. Было проверено 25 единиц ПГУ, из них неисправных-11.

В 1997 году сотрудниками СИГЭКиА совместно с ВАМИ (г.Санкт-Петербург) было проведено исследование эффективности новых ПГУ (циклоны ЦНД-11) и новых герметичных укрытий электролизеров экспериментального участка на Кандалакшском алюминиевом заводе.

Результаты исследований показали что:

Контроль источников сбросов загрязняющих веществ в водоемы

В среднем за год государственный инструментальный контроль осуществляется на 35-40 источниках сбросов загрязняющих веществ в водоемы. Обычно сбросы от 80-85 процентов обследованных источников превышали нормативы предельно допустимых величин концентраций загрязняющих веществ по отдельным компонентам.

В течение 1997 года СИГЭКА провела 60 проверок предприятий, сбрасывающих сточные воды - это 178 проб сточной и природной воды, 46 проб воды на пестициды и ПХБ.

Как и в прошлые годы, основными загрязняющими веществами остались нефтепродукты, тяжелые металлы, а в отдельных предприятиях азот солей аммония, БПК.

30% проверенных предприятий сбрасывают сточные воды с превышением нормативов предельно допустимых концентраций по отдельным компонентам, 56% из них - это превышения по нефтепродуктам, которые являются одним из приоритетных загрязнителей сточной воды Мурманской области.

Одной из сложных проблем оценки воздействия факторов окружающей среды является присутствие в ней большого числа химических соединений. Достаточно полная характеристика рисков для абсолютно всех химических соединений, присутствующих в сточных водах, практически не осуществима из-за огромного числа необходимых аналитических исследований и отсутствия адекватных данных о свойствах потенциально токсичных химических веществ. В связи с этим в течение 1997 года было проведено 33 проверки проб сточной и природной воды по интегрированному показателю токсичности воды с применением различных тест-объектов. Это - бассейн реки Паз, влияние Каскада Пазских ГЭС на качество воды в реке Паз и сточные воды рудника Восточный ПО “Апатит”. Воды реки Паз в целом характеризовались как слаботоксичные. Наибольшее загрязнение обнаружено в районе протоки Сальмиярви, где вода на протяжении всего года отличалось сильной, а в отдельные периоды гипертоксичностью. Воды рудника “Восточный” характеризуются как среднетоксичные. Считаем, что данные работы необходимо внедрять на предприятиях области, так как, к сожалению, методы современной инструментальной аналитической химии, как отмечалось выше, требуют большого вложения денежных средств, в то время как с их помощью можно обнаружить всего 3% загрязняющих веществ. В то же время качество сточной и соответственно природной воды оставляет желать лучшего.

Контроль за работой ведомственных аналитических лабораторий

Одной из основных задач, стоящих перед Специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа является внешний контроль качества аналитических работ. В Мурманской области контроль за качеством сточных и природных вод осуществляется в 49 ведомственных лабораториях. В 1998 году Специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа проверила работу 32 ведомственных лабораторий. Некоторые лаборатории, характеризующиеся наиболее низким качеством выполнения химических анализов, проверялись в течение года 2-3 раза.

Всего за год было осуществлено 40 проверок. В результате проверок обнаружено, что на предприятиях города и области вопросам ведомственного контроля за качеством сточных вод и их влиянием на природные водоемы уделяется очень незначительное внимание со стороны руководства предприятий. Это проявляется, прежде всего, в том, что практически все проверенные лаборатории имеют устаревшее лабораторное оборудование в количестве не достаточном для выполнения инструментального химического анализа в полном объеме, приборы аналитического контроля часто не имеют государственного свидетельства о поверке и не соответствуют современным требованиям, так как не могут обеспечить требуемую точность выполнения анализа. Лабораторные помещения не отвечают санитарным требованиям. Квалификация и количество персонала лабораторий недостаточна. Руководство не выделяет средств для приобретения стандартных образцов и реактивов, средств индивидуальной защиты. Практически все проверенные лаборатории используют морально устаревшие методы анализа, не включенные в Государственный реестр методик. Часто лаборатории не имеют даже первичной аттестации. Как результат - работа только 30% проверенных лабораторий признана удовлетворительной. В этом плане хотелось бы отметить положительную работу таких лабораторий как Лаборатория ОАО “Комбинат хлебопродуктов”, ОАО “Протеин”, ГОУТП “ТЭКОС”, лаборатория водоканала г.Оленегорск. Эти лаборатории также испытывают трудности связанные с недостаточностью финансирования, однако, качество выполнения количественного химического анализа соответствует современному уровню.

Наиболее тревожным является тот факт, что экологическому контролю за сточными водами в воинских частях со стороны руководства уделяется еще меньше внимания. Военные лаборатории, оборудованы еще хуже и качество анализа в них не соответствует никаким нормам.

В области по-прежнему практически отсутствует система ведомственного инструментального контроля источников выбросов. Только на наиболее крупных промышленных предприятиях области существуют лаборатории, проводящие инструментальный контроль выбросов в атмосферу. Однако указанные лаборатории используют морально устаревшее оборудование и методы, многие из них не имеют даже первичной аттестации.

В прошедшем году наметились тенденции к изменению нынешнего положения ведомственного инструментального контроля. Проведены первичные аттестации экоаналитических лабораторий ОАО "ГМК Печенганикель", ГОУПТ "ТЭКОС". Контрольные проверки работы ведомственных лабораторий производились на ОАО "Комбинат Североникель" и ГОУПТ "ТЭКОС". В результате проверок выявлено неудовлетворительное качество измерения выбросов приоритетных газовых загрязнителей лабораторией ОАО "Комбинат Североникель", что обусловлено использованием несовершенного устаревшего оборудования.