Мониторинг природных ресурсов
Организации, осуществляющие мониторинг
антропогенного воздействия
на различные объекты окружающей среды
№ |
Государственный природоохранный орган |
Объекты исследования |
1. |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Загрязнение атмосферного воздуха; Загрязнение морских вод; Трансграничное загрязнение; Комплексный мониторинг загрязнения среды и влияние на растительность; Загрязнение атмосферных выпадений; Глобальный фоновый атмосферный мониторинг; Комплексный фоновый мониторинг; Радиационные факторы; Аварийный токсикологический мониторинг. |
2. |
Министерство охраны природных ресурсов Российской Федерации |
Естественный и нарушенный режим подземных вод; Экзогенные геологические процессы. |
3. |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации |
Загрязнение почв; Загрязнение растительности; Загрязнение вод; Загрязнения сельскохозяйственных продуктов, продуктов перерабатывающих предприятий. |
4. |
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации |
Питьевые источники водоснабжения населенных пунктов; воздух рабочей зоны; пищевые продукты; источники шума; источники вибрации; источники электромагнитного излучения; заболеваемостью населения от факторов загрязнения окружающей среды; остаточное количество, галогеносодержащих соединений в пищевых продуктах. |
5. |
Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации |
Мониторинг лесных ресурсов. |
6. |
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству |
Мониторинг рыбных ресурсов. |
Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается.
Водные ресурсы.
Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов и наблюдения за режимом ведутся в системе Росгидромета. Учет водных ресурсов и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов.Государственный учет за использованием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль их запасов осуществляется территориальными советами профессиональных союзов.
Земельные ресурсы.
Мониторинг земельных ресурсов осуществляется землепользователями и государственными землеустроительными органами. Все сведения связанные с землепользованием регистрируются в Государственном земельном кадастре.Минерально-сырьевые ресурсы
. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входит в компетенцию органов Роскомнедра. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России.Биологические ресурсы
. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службу Главохоты РФ, которая осуществляет и прогноз рационального использования животных ресурсов , отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяет говорить о существовании мониторинга. Мониторинг рыбных ресурсов ведется органами Комитета РФ по рыболовству.Мониторинг лесных ресурсов возложен на Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации.
Контроль источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
Государственный инструментальный контроль источников выбросов осуществляется Специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа. Контроль производится в европейском стандарте на оборудовании, поставленным Министерством охраны окружающей среды Финляндии.
В 1997 году инструментальным контролем было охвачено 38 источник выбросов загрязняющих веществ. Для 8 источников (21%) было установлено превышение нормативов предельно допустимых выбросов. Было проверено 25 единиц ПГУ, из них неисправных-11.
В 1997 году сотрудниками СИГЭКиА совместно с ВАМИ (г.Санкт-Петербург) было проведено исследование эффективности новых ПГУ (циклоны ЦНД-11) и новых герметичных укрытий электролизеров экспериментального участка на Кандалакшском алюминиевом заводе.
Результаты исследований показали что:
Контроль источников сбросов загрязняющих веществ в водоемы
В среднем за год государственный инструментальный контроль осуществляется на 35-40 источниках сбросов загрязняющих веществ в водоемы. Обычно сбросы от 80-85 процентов обследованных источников превышали нормативы предельно допустимых величин концентраций загрязняющих веществ по отдельным компонентам.
В течение 1997 года СИГЭКА провела 60 проверок предприятий, сбрасывающих сточные воды - это 178 проб сточной и природной воды, 46 проб воды на пестициды и ПХБ.
Как и в прошлые годы, основными загрязняющими веществами остались нефтепродукты, тяжелые металлы, а в отдельных предприятиях азот солей аммония, БПК.
30% проверенных предприятий сбрасывают сточные воды с превышением нормативов предельно допустимых концентраций по отдельным компонентам, 56% из них - это превышения по нефтепродуктам, которые являются одним из приоритетных загрязнителей сточной воды Мурманской области.
Одной из сложных проблем оценки воздействия факторов окружающей среды является присутствие в ней большого числа химических соединений. Достаточно полная характеристика рисков для абсолютно всех химических соединений, присутствующих в сточных водах, практически не осуществима из-за огромного числа необходимых аналитических исследований и отсутствия адекватных данных о свойствах потенциально токсичных химических веществ. В связи с этим в течение 1997 года было проведено 33 проверки проб сточной и природной воды по интегрированному показателю токсичности воды с применением различных тест-объектов. Это - бассейн реки Паз, влияние Каскада Пазских ГЭС на качество воды в реке Паз и сточные воды рудника Восточный ПО “Апатит”. Воды реки Паз в целом характеризовались как слаботоксичные. Наибольшее загрязнение обнаружено в районе протоки Сальмиярви, где вода на протяжении всего года отличалось сильной, а в отдельные периоды гипертоксичностью. Воды рудника “Восточный” характеризуются как среднетоксичные. Считаем, что данные работы необходимо внедрять на предприятиях области, так как, к сожалению, методы современной инструментальной аналитической химии, как отмечалось выше, требуют большого вложения денежных средств, в то время как с их помощью можно обнаружить всего 3% загрязняющих веществ. В то же время качество сточной и соответственно природной воды оставляет желать лучшего.
Контроль за работой ведомственных аналитических лабораторий
Одной из основных задач, стоящих перед Специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа является внешний контроль качества аналитических работ. В Мурманской области контроль за качеством сточных и природных вод осуществляется в 49 ведомственных лабораториях. В 1998 году Специализированная инспекция государственного экологического контроля и анализа проверила работу 32 ведомственных лабораторий. Некоторые лаборатории, характеризующиеся наиболее низким качеством выполнения химических анализов, проверялись в течение года 2-3 раза.
Всего за год было осуществлено 40 проверок. В результате проверок обнаружено, что на предприятиях города и области вопросам ведомственного контроля за качеством сточных вод и их влиянием на природные водоемы уделяется очень незначительное внимание со стороны руководства предприятий. Это проявляется, прежде всего, в том, что практически все проверенные лаборатории имеют устаревшее лабораторное оборудование в количестве не достаточном для выполнения инструментального химического анализа в полном объеме, приборы аналитического контроля часто не имеют государственного свидетельства о поверке и не соответствуют современным требованиям, так как не могут обеспечить требуемую точность выполнения анализа. Лабораторные помещения не отвечают санитарным требованиям. Квалификация и количество персонала лабораторий недостаточна. Руководство не выделяет средств для приобретения стандартных образцов и реактивов, средств индивидуальной защиты. Практически все проверенные лаборатории используют морально устаревшие методы анализа, не включенные в Государственный реестр методик. Часто лаборатории не имеют даже первичной аттестации. Как результат - работа только 30% проверенных лабораторий признана удовлетворительной. В этом плане хотелось бы отметить положительную работу таких лабораторий как Лаборатория ОАО “Комбинат хлебопродуктов”, ОАО “Протеин”, ГОУТП “ТЭКОС”, лаборатория водоканала г.Оленегорск. Эти лаборатории также испытывают трудности связанные с недостаточностью финансирования, однако, качество выполнения количественного химического анализа соответствует современному уровню.
Наиболее тревожным является тот факт, что экологическому контролю за сточными водами в воинских частях со стороны руководства уделяется еще меньше внимания. Военные лаборатории, оборудованы еще хуже и качество анализа в них не соответствует никаким нормам.
В области по-прежнему практически отсутствует система ведомственного инструментального контроля источников выбросов. Только на наиболее крупных промышленных предприятиях области существуют лаборатории, проводящие инструментальный контроль выбросов в атмосферу. Однако указанные лаборатории используют морально устаревшее оборудование и методы, многие из них не имеют даже первичной аттестации.
В прошедшем году наметились тенденции к изменению нынешнего положения ведомственного инструментального контроля. Проведены первичные аттестации экоаналитических лабораторий ОАО "ГМК Печенганикель", ГОУПТ "ТЭКОС". Контрольные проверки работы ведомственных лабораторий производились на ОАО "Комбинат Североникель" и ГОУПТ "ТЭКОС". В результате проверок выявлено неудовлетворительное качество измерения выбросов приоритетных газовых загрязнителей лабораторией ОАО "Комбинат Североникель", что обусловлено использованием несовершенного устаревшего оборудования.