Международное сотрудничество и межгосударственные
экологические проблемы

Для Мурманской области с учетом ее географического расположения, особенностей ресурсного и социально-экономического потенциала вопросы международного сотрудничества должны рассматриваться как один из важнейших стратегических факторов в достижении целей устойчивого развития.

Развивая сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией восточноевропейскими странами относятся к началу 90-х годов. В этом сотрудничестве Норвегия сконцентрировала свое внимание на Северо-Западе России, в то время как шведские проекты по сотрудничеству работают, главным образом в Прибалтике. Финляндия делает ставку на развитие сотрудничества с северо-западом России, Польшей и странами Балтии. Норвежской государственной программой было выделено в 1995 г. 20 млн.$ на экологические проекты. Швеция ассигновала почти 6 млн.$ на проекты подобного рода. Двустороннее соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды было подписано Норвегией и Россией в Киркенесе 3.09.92. В ходе этого сотрудничества норвежской стороной постоянно уделялось внимание созданию основ для решения особых экологических проблем, угрожающих природе и интересам Норвегии в северных областях (т.е. по сути дела и проблемы трансграничного загрязнения). Поэтому вопросы реконструкции комбината “Печенганикель” и радиационные проблемы находятся под столь пристальным вниманием. В числе приоритетных областей, на которых базируется это сотрудничество с момента его начала в 1988 году, рассматриваются следующие:

  1. Предотвращение радиоактивного загрязнения бассейна Баренцева моря;
  2. Сокращение выбросов комбината “Печенганикель”;
  3. Сотрудничество в области совместной борьбы с последствиями нефтяных катастроф и защиты против нефтяных загрязнений в целом;
  4. Снижение выбросов из наземных источников загрязнения в Северо-Западной России.

Сотрудничество в области охраны природы на уровне Баренцева Совета также предполагает развитие работ, направленных на решение проблем трансграничного загрязнения Региона. В числе других проводится работа по следующим направлениям:

программа, содействующая созданию чистых производств на предприятиях российской промышленности;

претворение в жизнь рекомендаций NEFCO по проектам инвестирований в охрану окружающей среды российской части Баренц Региона.

В рамках Баренцевой программы вопросы экологии (в том числе вопросы, связанные с трансграничным загрязнением) являются приоритетными. В 1996г. Норвегией предусматривалось выделить в общей сложности около 2.5 млн.$ на различные экологические проекты. В Финляндии на различные экологические проекты ассигновано около 6 млн.$ на 1992 - 1996 гг. На реализацию экологических проектов в Баренц Регионе Швеция использовала в 1995 - 1996 гг. около полумиллиона долларов США. Вопросам атомной безопасности уделяется первоочередное внимание.

 Необходимо заметить, что в области вопросов использования ядерной энергии план действий включает ряд проектов, целью которых является решение конкретных проблем и задач по повышению ядерной безопасности в регионах Севера. Планом действий рассматриваются четыре основные области:

Проекты, осуществляемые на территории Мурманской области

Модернизация технологии переработки ЖРО на РТП “Атомфлот”. Проект осуществляется в рамках комиссии Гор-Черномырдин, финансируется правительствами России, США и Норвегии.

Переоборудование системы энергоснабжения маяков СФ, замена РИТЕГов на нетрадиционные источники энергоснабжения. Финансируется правительством Норвегии.

Внедрение современных методов регулирования горения и подачи тепловой энергии потребителям на предприятии ТЭКОС, финансировался правительством США (Проект Агентства Международного Развития).

Внедрение методов контроля источников выбросов в европейском стандарте, проект финансируется Министерством охраны окружающей среды Финляндии.

“Проект устойчивого развития Мурманской области в регионе Баренцева моря”, финансируется Программой Развития Организации Объединенных Наций.

Начат проект “Управление окружающей средой Мурманской области”, проект финансируется Министерством окружающей среды Норвегии.

Автоматизированная система контроля радиационной ситуацией на территории области, проект финансируется Норвегией, Финляндией, США.

Программа “Чистое производство”, финансируется Министерством охраны природы Норвегии

Норвежское правительство оказало техническую помощь Кольской атомной электростанции.

Норвежское правительством выделена сумма на реконструкцию комбината “Печенганикель”, вопрос о реконструкции комбината пока не решен. Окончательная стоимость работ не известна, не известно и технические решения по реконструкции.

На территории области создан заповедник “Пасвик”, охватывающий Норвежскую и Российскую территории. Финансовая помощь в организации и в решении некоторых технических проблем связанных с содержанием заповедника оказана норвежской стороной.

Финская сторона изъявила желание в создании заповедной территории с границами Национальный парк У. Кекконена Финляндия - Лапландский заповедник Россия.

Начаты работы над проектом по созданию единой информационной системы данных охраны природной среды между пограничными территориями России (Мурманская область, Ленинградская область, Карелия), Финляндии с участием государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области.

“Чистое производство” - Российско-Норвежский проект, один из самых крупных экологических проектов Министерства охраны природы Норвегии, выделивший на программу обучающих курсов для инженеров предприятий Мурманской, Архангельской областей и Карелии 14 млн. NOK. Временные рамки проекта 1994-1998гг. За истекшее время в Мурманской области прошло обучение около 60 инженеров промышленных предприятий. По окончании курса каждый слушатель разрабатывал проект или план мероприятий для внедрения на своем предприятии, который даст экологический и экономический эффект.

В течение 1997 года сессии по программе проведены для слушателей Кольского района и ОАО "Печенганикель". Дипломные проекты успешно защитили и получили сертификаты международного образца 60 чел. Ожидаемый экономический эффект от внедрения проектных решений слушателей программы "Чистое производство" выпуска 1997 года составит около 0,5 млн.руб.

Губерния Норрбботтен оказала гуманитарную техническую помощь и передала комитету экологический автобус класс, который используется для выполнения программы экологического образования и воспитания учителей, студентов и школьников. Автобус “экологический класс” оборудован системой автономного питания, аналитическим оборудованием и видеотехникой.

В декабре 1997года совместно с Министерством охраны окружающей среды Норвегии проведен семинар посвященный вопросам контроля загрязнения и управления качеством окружающей природной среды. Данное совещание определило план действий в области управления окружающей средой Кольского полуострова.

В стадии завершения находится проект “Экогеохимического картирования в масштабе 1:1000000 в западной части Мурманского региона включая территорию Норвегии и Финляндии”, в проекте принимали участие геологические организации России, Норвегии и Финляндии.

“Энергия-50” осуществляется Областным управлением коммунального хозяйства области совместно с организациями Финляндии.

Кроме того, Кольский научный центр РАН взаимодействует с научными организациями 30 стран в ходе реализации ряда федеральных и международных программ в области геологии (ЕВРОПРОБА, 5 проектов Международной программы геологической корреляции, проект "Северный район", программа "Платина России"), экологии и охраны природы ("Global Change", GRID, AMAP и "Экологическая безопасность России", "Арктика"), в области повышения безопасности техносферы (программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, "Экологически чистая энергетика", "ЭКОГОРМЕТ комплекс будущего", "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф"), в области геофизики (STEP, EISKAT, ALIS, INTERBOL, image, мониторинг озона), в разработке концепции регионализации управления в Северном Калотте и Баренцрегионе и в сфере научно-инновационных программ.

Планируемые к осуществлению проекты в рамках международного сотрудничества

С Норвегией:

1. Сотрудничество в области разработки цифровой карты природных баз и мониторинга хищных птиц в районе Инари –Пасвик.

2. Мониторинг состояния природной среды в заповеднике Пасвик, особенно водоплавующих птиц. Развитие экологической школы в заповеднике Пасвик.

3. Разработка мер в целях улучшения охраны рыбных ресурсов в р.Варьема.

4. Изучение состояния берегов р.Варьема, а также причин эрозии берегов.

5. Установление новых станций измерения радиоактивности в Мурманской области. Развитие измерительной сети радиационного мониторинга

6. Установка солнечных панелей на трех российских маяках РИТЕГах

7. Экспериментирование различных методов восстановления растительности в Ярфьюрдфеллет, вокруг п.Никеля и г.Мончегорска

8. Оказание помощи в виде оборудования и расходных материалов лабораториям контролирующих органов.

9. Улучшение управления окружающей средой Мурманской области “ЕМР-Мурманск”

10. Совместная морская экспедиция по обследованию радиоактивного загрязнения Кольского и Мотовского заливов.

11. Чувствительность наземных систем к радиоактивному загрязнению

12. Установление альтернативных источников электроэнергии, например ветровая энергия

13. Передача информации в сопредельные Государства в случае радиационной , ядерной аварии и инциденте на радиационно опасных объектах.

14. Мониторинг, модельные оценки и прогноз загрязнения атмосферы Северной Фенноскандии: трансграничные аспекты и выделение зон экологического риска.

С Финляндией:

1. Создание условий для передачи предприятиям области 5 комплектов оборудования контроля источников выбросов для организации ведомственной системы контроля за источниками загрязнения атмосферы.

2 . Завершение работ по совместному норвежско-финско-российскому проекту “Экологическое картирование и мониторинг загрязнения почв масштаба 1:1 000 000 западной части Мурманской области и прилегающих районов Финляндии и Норвегии”.

3. Подготовка на технических и магнитных носителях карт состояния загрязнения почв в западной части Кольского полуострова и издание 10 экземпляров эколого-геохимических карт полученных в ходе международного проекта.

4. Комплексная оценка природного потенциала районов Куолаярви (Россия) Салла (Финляндия). Проект подан Институтом проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

5. Проект “Зеленый никель” восстановление техногенных пустошей вокруг предприятия горно-металлургического комплекса. Проект подан Институтом проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

6. Оценка накопления в объектах природных сред нефтяных углеводородов. Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН.

С Швецией:

1. Шведский проект подготовки специалистов горно-промышленного комплекса в области управления качеством окружающей среды.

2. Шведский трехгодичный проект подготовки молодых менеджеров в области управления окружающей средой.

3. Управление качеством вод реки Кола (КРЕП).

В число приоритетных проектов для финансирования через Северную Экологическую Финансовую Корпорацию (НЕФКо) по Мурманской области отобран проект “Установка турбоочистителей в газоходах отходящих газов от обжиговой конверторной машины в цехе обжига ОАО “Печенганикель”, представленный слушателями российско-норвежской программы “Чистое производство”.

Заключение

В сложившихся условиях план действий в сфере международного сотрудничества для достижения устойчивого развития в Мурманской области должен включать следующие направления работы:

  1. Последовательное улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций и повышения экономической активности. Эта задача связана с созданием благоприятных законодательно-нормативных, налоговых, информационных условий для частных инвесторов, прежде всего внедряющих передовые ресурсо- и энергосберегающие технологии, направленные на утилизацию сырья и отходов, а также способствующих решению других актуальных проблем региона, не нанося ущерб окружающей среде.
  2. Привлечение инвестиций, направленных на использование природных ресурсов допустимо при соблюдении следующих требований: масштаб использования воспроизводимых ресурсов не должен превышать уровня их регенерации, а уменьшение невоспроизводимых ресурсов должно компенсироваться приростом воспроизводимых заменителей (например, финансовых ресурсов, путем формирования траст-фондов).

Следует продолжить активное сотрудничество с международными организациями, фондами и программами по осуществлению проектов в области охраны природы, а также способствующих накоплению знаний и духовных богатств общества (научных, образовательных, в сфере культуры, искусства, по линии общественных организаций). Завершение проектов Баренц-программы 1994-1999 гг., реализуемых на территории области, является конкретной ближайшей задачей такого сотрудничества. Одновременно необходимо использовать возможности других международных организаций и программ для достижения целей устойчивого развития региона.