Экономическое регулирование природопользования

В 1997 году, как и в предыдущие годы, продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию действующего экономического механизма охраны окружающей природной среды.

В этих целях внесены предложения в проект новой редакции основного регламентирующего нормативного документа - "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", разработанный Госкомэкологией России.

Постановлением администрации Мурманской области от 19.12.96 года № 464 с 1 января 1997 года введен в действие коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды в размере 40, который применялся в отчетном году к базовым нормативам платы и к коэффициентам, учитывающим экологические факторы.

В целях привлечения дополнительного источника финансирования природоохранной деятельности государственный комитет по охране окружающей среды Мурманской области разработал проекты перечня платных работ (услуг) природоохранного назначения, оказываемых комитетом, а также положения об использовании средств, полученных комитетом за оказанные платные работы (услуги), которые были утверждены постановлением администрации Мурманской области от 25.03.97 № 150.

Для решения задач по улучшению состояния окружающей среды, компенсации вреда, причиненного ей загрязнениями и иными вредными воздействиями, а также осуществления других природоохранных мероприятий Мурманской областной Думой принят Закон "Об областном экологическом фонде" 3 июня 1997 года № 60-02-3МО.

Согласно Закону фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютные счета.

Во исполнение указанного Закона утверждены персональный состав правления областного экологического фонда (постановление Мурманской областной Думы от 17 сентября 1997 г. № 665), а также Положение об исполнительной дирекции областного экологического фонда (постановление Губернатора Мурманской области от 26.03.98г. №111).

Принятые эти и другие меры способствовали тому, что за 1997 год в экологические фонды области поступило средств больше в 3.3 раза, чем за 1996 год.

В общем объеме поступления средств в экологические фонды наибольшую долю (85%) составляют платежи за загрязнение окружающей среды.

В платежах за загрязнение окружающей среды больше половины суммы приходится на плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, четвертая часть – на плату за размещение отходов производства и потребления и почти пятая часть(17%) – на сбросы загрязняющих сточных вод в водоемы.

Как видно из рисунка, большой ущерб окружающей среде наносится в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными загрязнителями воздуха являются предприятия цветной металлургии, горнодобывающего и перерабатывающего комплекса, теплоэнергетики, а также автотранспорт.