|
8.4 Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной средыВ 2000 году прокуратурой области и подчиненными ей прокурорами, в соответствии с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, решениями коллегии Генеральной прокуратуры РФ, постановлениями Координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ, проводились проверки исполнения законодательства об экологической экспертизе, формировании и использовании средств экологических фондов, законодательства о ввозе, захоронении, утилизации радиоактивных, токсичных, химических и иных отходов производства и потребления, о рациональном использовании и охране запасов водных биоресурсов, о распределении и использовании квот на добычу цепных пород рыб, законодательства об административной ответственности за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов. Всего в 2000 году органами прокуратуры Мурманской области выявлено 160 нарушений законов в сфере охраны окружающей среды, по удовлетворенным протестам отменено 7 незаконных правовых актов, направлено 2 заявления в суд, внесено 35 представлений, по результатам их рассмотрения 9 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, шесть - к административной ответственности, привлечено 2 лица, к материальной-2, возбуждено 9 уголовных дел, объявлено 118 -предостережений о недопустимости нарушений законов В рамках проводимых проверок по вoпроcам владения, пользования и распоряжения водными биологическими ресурсами анализу подвергалась деятельность органов исполнительной власти Мурманской области, а также территориальных органов Госкомрыболовства РФ, изданные ими правовые акты, административная практика органов рыбоохраны. По результатам проверок прокуратурой Мурманской области совместно с горрайпрокурорами в 2000 году по вопросам охраны рыбных запасов принесено 8 протестов и внесено 6 представлений (2 представления прокуратуры области и 4 горрайпрокурорами), направлено в суд 2 заявления о призвании правовых актов противоречащим законодательству РФ. Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за законностью правовых актов Мурманской областной Думы и Администрации Мурманской области, соблюдение законов Мурманским бассейновым управлением по охране, рациональному использованию водных биоресурсов и регулированию рыболовства (Мурманрыбвод), Комитетом по рыбохозяйственному комплексу Администрации области и - рыбодобывающими предприятиям и области. В ходе проверки, проведенной прокуратурой области в связи с обращением председателя Контрольно-счетной палаты Мурманской области, были выявлены нарушения п-5 ст.20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", пунктов 1 и 2 Указа Президента РФ от 05.05 92 г. N 436 "Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации" при принятии "Временного положения о порядке реализации региональной конкурсной квоты лимитируемых видов рыб" и "Правил продажи на аукционах права освоения региональной конкурсной квоты"- утвержденных постановлением Мурманской областной Думы № 630 от 20.06.97 г. Закона Мурманской области N 71-01- ЗМО от 16.06.97 т, "О целевом внебюджетном фонде финансовой поддержки развития рыбохозяйственного комплекса Мурманской области" и других правовых актов. По фактам выявленных нарушений, 15.02.2000 г. Губернатору Мурманской области и председателю Мурманской областной Думы было внесено преставление N 7-3 31-12-99 с предложением отменить указанные выше правовые акты. Представление рассмотрено и удовлетворено полностью, незаконные правовые акты отменены. В апреле 2000 г прокуратурой Мурманской области проведена проверка законодательства об охране и рациональном использовании водных биоресурсов в деятельности Комитета по рыбохозяйственному комплексу Администрации Мурманской области. В деятельности данного комитета-бассейнового управления "Мурманрыбвод" и Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области выявлены нарушения ст. 12, 14 18 ФЗ "Об экологической экспертизе" при подготовке и утверждении распоряжений Губернатора области о закреплении рыбопромысловых участков на территории Мурманской области, лицензировании деятельности по промышленному рыболовству на внутренних водоемах области, а также ст.ст.6,7 Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 г. N968. По результатам проверки внесено представление в адрес Администрации области и указанных контролирующих органов Представление рассмотрено, приняты меры к устранению нарушений законодательства. В aвгусте 2000 года прокуратурой области совместно с прокурорами ряда округов, городов и районов области проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при установлении и использовании квот на вылов морских биоресурсов в деятельности Мурманского рыбохозяйственного Совета, Мурманского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Комитета по рыбохозяйственному комплексу Администрации Мурманской области. Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области, рыбопромысловых предприятий Мурманской области. Проверка проводилась с участием прокуроров Первомайского и Октябрьского районов г. Мурманска, Кольского, Терского районов Мурманской области, г. Кандалакши и г. Апатиты. Проверка показала, что органами государственной власти и государственными контролирующими органами области в основном соблюдается законодательство, регулирующего вопросы распределения и освоения квот вылова морских биоресурсов. Вместе с тем значительное количество рыбодобывающих предприятий и индивидуальных частных предпринимателей области допускают нарушения требований правил рыболовства, в т.ч. связанные с превышением объемов выделенных квот, применением незаконных способов и: орудий лова. При этом органы рыбоохраны не в полной мере исполняют требования законодательства о возмещении ущерба, причиненного рыбным запасам, допускают в своей деятельности нарушения требований законодательства об административной ответственности, допускают совмещение контрольных функций в сфере охраны природных ресурсов с деятельностью по их использованию. В 2000 г. органы рыбоохраны области в нарушение ст. 57 Конституции РФ, ч. 5 ст.3, ст. 8 Налогового кодекса РФ возобновили незаконную практику самостоятельного установления и взимания с граждан платы за право заниматься любительским ловом рыбы на водоемах области. Несмотря на то, что приказ начальника "Мурманрыбвод" N 12-П, изданный в 1999 г. и предусматривавший продажу гражданам разрешений и карт учета на вылов неценных видов рыб, был отменен в результате обращения прокурора области в суд, приказом управления "Мурманрыбвод" N 14-11 от 06.03.2000 г. было вновь дано указание территориальным инспекциям рыбоохраны выдавать разрешения на изъятие водных биоресурсов в целях спортивного и любительского рыболовства гражданам за плату, расчет которой составляется управлением (12 руб. 48 коп.). Кроме того, установлено, что госинспекторами Морской инспекции "Мурманрыбвода" допускались нарушения норм ст.ст.85, 247, 271 KoAП РСФСР, ст. 84 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" при привлечении к ответственности нарушителей правил рыболовства. 14.09.2000 г по результатам проверки на имя начальника управления Прищепы Б.Ф. внесено представление "Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение охраны и рационального использования запасов водных биоресурсов и законодательства об административных правонарушениях в деятельности Мурманского бассейнового управления "Мурманрыбвод". Представление рассмотрено, сотрудники инспекций рыбоохраны, допустившие нарушения административного законодательства, регламентирующего порядок привлечения к ответственности нарушителей правил рыболовства привлечены к дисциплинарной ответственности, однако незаконные положения приказа N 14-П остались без изменений. В связи с этим, прокуратурой области направлено в суд заявление о признании этих положений недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания. Дело находится на рассмотрении Октябрьского районного суда г. Мурманска. В ходе проверки в деятельности Администрации области прокуратурой области было установлено нарушение ст. 12 ФЗ "Об экологической экспертизе", выражавшееся в том, что проект "Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Мурманской области", утвержденных постановлением Губернатора области от 25.04.2000 г. N 171-ПЗ не получил положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы. Кроме того, пунктом 8.1 2 на рыбаков-любителей возлагалась обязанность по приобретению за плату разрешений на изъятие водных ресурсов в целях спортивного и любительского рыболовства что противоречит действующему налоговому законодательству, а также неправомерно возложена обязанность по учету водных биоресурсов, т.к. в соответствии со ст. 6,7 Положения о Мурманском бассейновом управлении по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, утвержденного приказом Госкомрыболовства Российской Федерации от 25,11.1999 г. N 333, данная обязанность относится к компетенции органов рыбоохраны Пунктом 124. Правил были введены ограничения на занятие водным туризмом, что противоречило требованиям Водного кодекса РФ. Незаконное постановление Губернатора Мурманской области 01.09.2000 г. опротестовано. Протест прокурора Администрацией области отклонен. 01.11.2000 г. прокуратурой Мурманской области направлено исковое заявление в суд, о признании постановления Губернатора Мурманской области N 171-113 "Об утверждении Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Мурманской области", противоречащиму законодательству Российской Федерации. Однако до начала рассмотрения иска в суде постановлением Губернатора Мурманской области N 21-113 от 16.01.2001 г. постановление Губернатора Мурманской области от 25.04.2000 г. N 171-ПЗ "Об утверждения Правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Мурманской области" признано утратившим силу. Прокурорами округов городов и районов Мурманской области в октябре 2000 года проведена проверка законности привлечения к административной ответственности должностных лиц и граждан за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов в территориальных инспекциях Мурманского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства "Мурманрыбвод" за период 1999 - 9 мес. 2000 года. Изучены все материалы производств об административных правонарушениях в области рыболовства и охраны рыбных запасов. По сравнению с аналогичным периодом 1999 .года отмечено увеличение общего количества выявленных нарушений, числа лиц привлеченных к административной ответственности количества материалов, направленных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. На протяжении 1998-2000 г. г. увеличилось количество нарушений правил рыболовства и охраны рыбных запасов, совершаемых военнослужащими. В 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 года повысились взыскиваемость штрафов, объемы конфискованной рыбы и суммы конфискаций. Вместе с тем, взыскиваемость ущерба, причиненного рыбным запасам, остается на низком уровне. В 1999 г. за нарушение правил промышленного рыболовства к административной ответственности привлечено 22 человека, в том числе б человек - за превышение объемов выделенных квот. За 9 мес. 2000 г. за те же нарушения привлечено 12 человек, в том числе 6 человек за превышение объемов квот. Основное внимание было уделено оценке законности и обоснованности, принимаемых органами рыбоохраны решений о наложении административных взысканий. Установлено, что органами рыбоохраны в значительном количестве случаев нарушаются нормы KoАПl РСФСР и права граждан, привлекаемых к ответственности. Для устранения выявленных нарушений горрайпрокурорами внесено в соответствующие инспекции рыбоохраны 3 представления об устранении нарушений законодательства об охране рыбных запасов, принесено 7 протестов на незаконные постановления, объявлено 1 предостережение, возбуждено 7 уголовных дел в отношении 7 человек. Проверки органов рыбоохраны проводились прокурорами городов, округов и районов Мурманской области и ранее, в том числе и по плановым заданиям прокуратуры области в том числе - в ноябре 1999 года, но выявленным нарушениям применялись меры прокурорского реагирования. Вопрос о состоянии и мерах по усилению борьбы с правонарушениями, связанными с ловом рыбы и морепродуктов, в т.ч. вне таможенной зоны РФ рассматривался на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов Мурманской области, состоявшемся в г. Мурманске 29.11.2000 г. Участниками совещания отмечено, что данная отрасль за последние года активно криминализируется. Сбыт неучтенной продукции, умышленное занижение её количества и качества, сдаточных цен способствуют уклонению организаций (юридических лиц) от уплаты налогов, невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте, легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем. Правоохранительными органами Мурманской области принимались меры, направленные на выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений, связанных с ловом и реализацией рыбы и морепродуктов. В 2000 г. ими выявлено 146 преступлений, совершенных в рыбохозяйственном комплексе. Из выявленных преступлений 46 были совершены в порту, 19 на судах, 5 на предприятиях по добыче рыбы, 27 на предприятиях по переработке рыбной проекции. В целях активизации работы правоохранительных органов и достижения более качественных результатов в этом направлении создана и работает межведомственная группа из числа сотрудников УВД МО, Управления МНС но МО, УФСНП, Мурманской таможни, ЛРУ ФПС по МО. Регулярно проводятся совместные мероприятия, направленные на пресечение и выявление противоправной деятельности в сфере оборота биологических ресурсов Северного бассейна. Однако, меры, принимаемые правоохранительными органами по данному вопросу не всегда адекватны сложившейся ситуации. В постановлении совещания выработан план конкретных организационных мероприятий для исправления сложившееся ситуации, определены объективные критерии, по которым должно осуществляться распределение квот на вылов рыбы и морепродуктов, а также осуществляется жесткий контроль за перераспределением квот, в целях оздоровления обстановки в ры6oдобывающем комплексе области. По итогам совещания в аппарат Полномочного представителя Президента РФ в Северо- западном федеральном округе направлено письмо с просьбой довести предложения правоохранительных органов Мурманской области по выработке и внедрению объективных критериев но квотированию рыбы и морепродуктов до участников совещания по вопросам рыбохозяйственного комплекса, которое состоялось 4-7 декабря 2000 г. в г. Петрозаводске. В ноябре-декабре 2000 года прокуратурой области и подчинёнными ей прокурорами проводились проверки исполнения законодательства об экологической экспертизе, формировании и использовании средств экологических фондов в соответствии с решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 01.09.1999 г., а также проверки состояния законности в сфере контроля за ввозом, захоронением, утилизацией радиоактивных, токсичных, химических и иных отходов производства и потребления во исполнение постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 09.10.1997 г. По их результатам горрайпрокурорами внесено в органы местного самоуправления,
контролирующие органы, предприятия, учреждения, организации 14 представлений, принесено 2
протеста, вынесено 3 постановления о возбуждении производства об административном
правонарушении.
|