8.1 Региональная экологическая политика  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

ЧАСТЬ VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА

8.1 Региональная экологическая политика

Региональная экологическая политика на территории Мурманской области строится на основе:

  • основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента Российской Федерации от 04.02.1994 г. № 236);
  • национального плана действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 годы (протокол заседания Правительства РФ от 12.11.1998г. №41);
  • концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996г. №440). Региональная экологическая политика обеспечивается Мурманской областной Думой, Администрацией Мурманской области, государственным комитетом по охране окружающей среды Мурманской области и другими специальными природоохранными органами, расположенными на территории области, в соответствии с:
  • Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и Администрацией Мурманской области 30.10.1997 г. № 17;
  • программой действий Главы администрации Мурманской области на 1997-2000 гг., утвержденной Постановлением Администрации Мурманской от 28.02.1997 г. №111;
  • региональным планом действий по охране окружающей среды Мурманской области на 1999-2001 г.г., утвержденным администрацией Мурманской области 20.04.1999 г
В соответствии со Статьей 1 указанного Соглашения предусмотрено, что Российская Федерация и Мурманская область в пределах полномочий, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, осуществляют государственное регулирование и управление в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со статьёй 2 этого Соглашения, Правительство Российской Федерации обеспечивает:

  • единую государственную политику в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности;
  • разработку и реализацию федеральных целевых программ в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности;
  • установление режима природопользования в арктической зоне с учетом интересов региона, в том числе коренных народов Севера;
  • принятие решений о запрещении, об ограничении, о приостановлении деятельности юридических и физических лиц в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
  • осуществление иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Статье 3 устанавливается, что Администрация Мурманской области в праве разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В Статье 4 закрепляется, что Администрация Мурманской области обеспечивает:

  • участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разработку, утверждение и реализацию территориальных экологических программ;
  • учет экологически опасных объектов и ведение кадастров природных ресурсов, находящихся на территории Мурманской области;
  • выдачу разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
  • определение по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти прогнозных объемов платежей за загрязнение окружающей природной среды;
  • участие в совершенствовании экономического механизма охраны окружающей природной среды, включая проведение экспериментов по отработке его отдельных элементов;
  • осуществление контроля за целевым использованием средств целевого бюджетного экологического фонда Мурманской области и за своевременным и полным перечислением финансовых средств в федеральный бюджет РФ;
  • осуществление иных функций в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, за исключением функций, отнесенных к компетенции Российской Федерации.
Четвертым разделом "Экологическая политика" Программы действий Губернатора Мурманской области предусматривается:
  • всеобъемлющий экологический контроль, позволяющий оперативно отслеживать и реагировать на кризисные ситуации;
  • оздоровление экологической обстановки в области. Разработка и реализация совместно с федеральными органами власти ряда целевых программ по санации зон экологического бедствия, а также по разрешению наиболее острых экологических проблем, в частности по улучшению качества питьевой воды;
  • проведение политики экологической гласности, установление сотрудничества с экологическим движением;
  • осуществление экологического просвещения населения и субъектов хозяйственной деятельности;
  • усиление контроля за обеспечением ядерной, радиационной, химической и взрывобезопасности на соответствующих предприятиях и объектах.
В 1997-2000 годах принято 5 законов Мурманской области экологической направленности. А именно:
  • Закон Мурманской области №556 от 15.05.1997 г. "Об областном экологическом фонде";
  • Закон Мурманской области № 90-01 от 30.12.1997 г. "Об энергосбережении и повышении эффективности топливно-энергетических ресурсов";
  • Закон Мурманской области №91-01 от 30.12.1997 г. "О прибрежном промысле в Мурманской области";
  • Закон Мурманской области №199-01 от 15.06.2000 г. "О целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов";
  • Закон Мурманской области №84-01 от 21.11.1997 г. "О радиационной безопасности населения Мурманской области".
Кроме того, администрацией области принято 10 постановлений, причем 6 из них - в 2000 году. В их числе:
  • Постановление администрации Мурманской области №11 от 18.01.2000 года "О плате за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на 2000 год";
  • Постановление администрации Мурманской области №165 от 21.04.2000 года "О порядке сбора, утилизации металлической ртути, отработанных ртутьсодержащих ламп, приборов и обеспечения работ по их демеркуризации" ;
  • Постановление администрации Мурманской области №169 от 21.04.2000 года "Об использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых на территории Мурманской области";
  • Постановление администрации Мурманской области №171 от 25.04.2000 года "Об утверждении правил любительского и спортивного рыболовства в водоемах Мурманской области";
  • Постановление Губернатора Мурманской области №141 от 07.04.2000 года "О мерах по охране лесов от пожаров в 2000 году";
  • Постановление Губернатора Мурманской области №186 от 04.05.2000 года "Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Мурманской области".

В региональный план действий по охране окружающей среды Мурманской области на 1999-2001 годы включено свыше 40 мероприятий, в том числе: 6 законопроектов и нормативных актов, 6 региональных и международных экологических программ, 5 экологических проектов, а также строительство и реконструкция 16 природоохранных объектов, 4 мероприятия по сохранению биологического разнообразия и развитию особо охраняемых природных территорий, 6 мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения.

Результаты выполнения мероприятий плана действий отражены подробно в соответствующих разделах доклада. Особое внимание, как инструменту осуществления экологической политики, уделяется разработке и реализации региональных программ по охране окружающей природной среды.
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх