|
4.2 Природные заказникиЗаказниками объявляются участки суши (акватории), ценные в природоохранном, экологическом, эстетическом, или ином отношениях. Они создаются для сохранения и воспроизводства, восстановления или всего природного комплекса (комплексные заказники), или отдельных видов природных ресурсов (зоологические, ботанические, охотничьи и т.д.). В заказнике полно или частично, на всей территории или на ее части, постоянно или временно запрещены или ограниченны хозяйственная, рекреационная или иная деятельность, противоречащая целям организации заказника. В области учреждение заказников происходит без изъятия участка земли (акватории) у землевладельцев (землепользователей). Их охрану осуществляют организации, в ведении которых они находятся, специальные штаты для этого не комплектуются. В зависимости от природоохранной и иной ценности охраняемых комплексов, заказники могут иметь федеральное или региональное значение. На территории Мурманской области в настоящее время функционируют следующие особо охраняемые территории этой категории: Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения "Канозерский" - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 23.08.1989 г. № 286 и приказа Главохоты РСФСР от 04.11.89г. № 315. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Площадь - 65,667 тыс.га. Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения "Мурманский тундровый" - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.05.87г. № 193 и приказа Главохоты РСФСР от 17.07.87г№ 279. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Площадь - 295,0 тыс.га. Государственный природный (охотничий) заказник Федерального значения "Туломский" - организован на основании решения Мурманского облисполкома от 13.12.89г. № 399 и приказа Главохоты РСФСР от 15.01.1990 г.№ 9. Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Площадь - 33,7 тыс.га. Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения "Сейдозеро". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 24.11.82 г. № 538. Площадь -17 400 га. Государственный природный (охотничий) заказник регионального значения "Понойский". Входит в структуру Управления охотничьего хозяйства Мурманской области. Организован решением Мурманского облисполкома от 22.04.81 г. № 212. Площадь -98 600 га. Государственный природный (рыбохозяйственный) природный заказник на реке Нота. Входит в структуру Мурманского бассейнового управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Мурманрыбвод). Организован решением Мурманского облисполкома от 21.03.84г. № 133 сроком на 20 лет. Площадь -15 800 га. Государственный природный (биологический) заказник "Варзугский", который входит в структуру управления "Мурманрыбвод". Он был организован Постановлением Правительства Мурманской области № 4-ПП/ от 03.02.2000г. на месте одноименного рыбохозяйственного заказника. Поскольку во внутрихозяйственных (целевых) заказниках охраняется либо охотфауна, либо ихтиофауна, а не экосистемы в целом, на них не распространяется режим землепользования, определенный земельным кодексом для земель природоохранного назначения), то в природно-заповедный фонд можно отнести только два заказника, в которых охраняются в естественном состоянии сообщества горных тундр, первичных лесов, болот и озер, как места обитания редких и типичных видов флоры и фауны и как фактор поддержания экологического баланса: Государственный природный (комплексный) заказник "Кутса". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 259. Площадь -52 000 га. Государственный природный (комплексный) заказник "Колвицкий". Организован постановлением Администрации Мурманской области от 21.06.94г. № 258. Площадь -40 900га. Комплексные заказники должны стать в области основной формой территориальной охраны природы, с одной стороны, в наиболее полной степени (кроме заповедников) охраняющие естественные природные комплексы, и, с другой стороны, не ущемляющие права местного населения.
|