3.3 Новая находка наскальных рисунков на Кольском полуострове  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

3.3 Новая находка наскальных рисунков на Кольском полуострове

5 июля 1997 года начался новый этап в изучении древней истории Кольского полуострова. Во время спортивного сплава по реке Умба, организованного краеведческим музеем п.Ревда (ОАО"СЕВРЕДМЕТ" ныне ОАО"ЛГК"), сотрудник музея Юрий Иванов на одном из островов обнаружил наскальные изображения, которые впоследствии удалось датировать эпохой неолита (4-6 тыс. лет от наших дней).

В результате последующих экспедиций 1998-2000 гг., в составе Кольской археологической экспедиции (рук.В.Я.Шумкин), было выявлено более 10 скоплений рисунков на трех островах и одном береговом скальном выходе, а общее число только читаемых изображений на данный момент перевалило за 300. Очевидно, что это далеко не все.

Новое открытие было представлено на международных конференциях - как в России так и за рубежом. Находка была высоко оценена специалистами. Уже сейчас понятно, что данная находка является одним из крупнейших открытий за всю историю археологического исследования Кольского полуострова и, несомненно, значимой вехой в изучении древней истории Северной Европы.

Что же мы увидели на скалах?

Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и техникой исполнения. Глубина выбивок достигает 10 мм. Размеры отдельных фигур от нескольких сантиметров до 1 м.

Найдены рисунки предварительно датируемые, как каменным (4 тыс. лет до н.э.), бронзовым (1-2 тыс. до н.э.) веками, так и возможно относящиеся к саамскому средневековью (1-1,5 тыс. лет н.э.). В стилистике рисунков различных групп легко угадываются прямые аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), Южной Швеции (Немфоршен).

Пожалуй, это единственное место, где так тесно переплетены традиции наскального искусства практически всей Северной Европы.

Встречаются и уникальные изображения. Например, группа рисунков, центральную композицию которых представляет изображение беременной женщины (внутри большого живота изображен ребенок) и мужчины с копьем в руке. Предварительно, мы датировали эту группу саамским средневековьем (глубокая выбивка сделанная металлическим орудием, и само композиционное решение характерно для более поздних культур северных народов, нежели для культур каменного и бронзового веков). Если наше предположение подтвердится, то можно говорить о первой находке на Кольском полуострове саамских наскальных рисунков.

На скалах можно увидеть сцены морской охоты (охота на белух) и рыболовства (сцена ловли щуки), охоты на лосей, на медведя. Встречается необычная символика (крест и лабиринт в виде креста, "амулет", солярные и лунарные знаки, круги "колеса", полумесяц, "жезлы"), мифологические персонажи (летящие олени, люди с головами животных). Среди петроглифов основную их часть составляют изображения животных: это фигуры млекопитающих (лоси, олени, белухи и киты, лисица, бобер, медведь), пресмыкающихся (змея, ящерица) птиц (журавль, утки, гуси) и рыб (щука, лосось, а так же крупная рыба похожая на осетра). Некоторые из представленных животных, в данный момент, уже не обитают в наших краях. Композиции и отдельные рисунки позволяют сделать интересные выводы о быте, обрядах, климатических и географических условиях жизни в те далекие времена. Петроглифы могут помочь нам проследить пути освоения людьми Кольского полуострова, формирование культурных традиций и многое другое.

Панели с рисунками находятся порой на значительном расстоянии друг от друга, поэтому можно говорить о целом комплексе археологических памятников. Вполне возможно, что при дальнейшем исследовании окрестностей могут быть найдены и другие исторические памятники (древние стоянки, новые скопления петроглифов).

Что угрожает наскальным рисункам реки Умба?

Здесь можно говорить о нескольких причинах.

Реальную угрозу сохранности памятника представляет процесс естественного разрушения скал под влиянием атмосферных осадков, и многих других причин. Очевидно, что за многие годы большая часть рисунков реки Умба уже исчезла, в первую очередь под воздействием мощных весенних ледоходов ежегодно атакующих скалы островов. Отчасти, рисунки разрушают лишайники. Скалы с петроглифами сложены из довольно мягких горных пород.

Но основная угроза памятнику исходит от людей. Не избежали подобной участи и скалы этих мест. Наиболее ранние из подобных "автографов" (как правило, это наименование родного города и дата сплава автора) датируются 60-ми годами (на одном из островов нами была обнаружена надпись датированная 1925 годом). Некоторые из надписей выбиты прямо поверх петроглифов и безвозвратно их испортили. Естественно, что делалось это без злого умысла, поскольку петроглифы в то время были еще не известны. Но последствия очевидны - потеря ценного археологического материала.

Нужно отметить, что некоторые реальные шаги в деле охраны петроглифов уже сделаны - принято специальное постановление Губернатора Мурманской области.

Что необходимо сделать для охраны уникального исторического памятника?

Зафиксировать наскальные рисунки современными средствами (фото - и видеосъемка, графитные копии и др.) и разработать методы их консервации, что позволит сохранить петроглифы для науки и общества.

Очень важно провести работу по обустройству территории - разместить предупреждающие таблички, оборудовать туристические стоянки на безопасном расстоянии от скал с петроглифами.

Вполне вероятно, что уникальность и значимость находки с каждым годом все больше и больше будет привлекать туристов в эти места. Поэтому, несмотря на труднодоступность в будущем возможен рост антропогенной нагрузки на территорию исторических памятников и окружающую их природу. Уже сейчас следует задуматься о более широком спектре охранных мероприятий. Одной из таких мер явилось бы создание особо охраняемой природной территории. Например, историко-природного заповедника или национального парка.

В последствии, необходимо ходатайствовать о включении территории данного очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Норвегии (Альта), Швеции (Танум) и планируется с петроглифами Онежского озера (Карелия).

наскальный рисунок 1

наскальный рисунок 2

наскальный рисунок 3
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх