3.1 Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия  
murman.ru
Экология » Состояние окружающей природной среды Мурманской области в 2000 г. Далее »

ЧАСТЬ III. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОСТОЯНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

3.1 Саамы Кольского Севера на пороге третьего тысячелетия

Численность коренных малочисленных народов Севера Мурманской области по состоянию на 01.01.2000 г. составляет 1954 человека, в их числе саамы - 1851 человек, ненцы - 123 человека. В сельской местности соответственно проживают : 1509 человек, в т.ч. в Ловозерском районе - 1061 человек; в Кольском районе - 281 человек, в Ковдорском районе (с.Ена) - 167 человек. В городах и поселках городского типа области проживает - 445 человек.

Рядом с саамами с 80-х годов прошлого века живет и трудится оленеводческий народ коми - ижимцы, численность которых в сельской местности составляет около 1200 человек.

Согласно данным Облкомстата в Мурманской области по состоянию на 01.01.2000 года насчитывается 70049 голов оленей, в их числе:

государственной формы собственности - 4736 голов; (в т.ч. ОПХ "Восход" - 4579 голов, ПУ-25 - 157 голов);
частной формы собственности - 65313 голов; (в т.ч. СХПК "Тундра" - 34066 голов, СХПК "Оленевод" - 24452 головы. Колхоз "Беломорский рыбак" - 547 голов, личное стадо - 6247 голов).
Поголовье оленей в области составляло по состоянию:
на 01.01.98 г. - 72438 голов;
на 01.01.99 г. - 58856 голов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000г. "О едином перечне малочисленных народов Российской Федерации" на Кольском полуострове представителями Коренных малочисленных народов Севера являются саамы. В последнее столетие сформировалось ряд проблем связанных с сохранением самобытной культуры саамского народа.

Одной из них является саамский язык. Никогда во всей истории саамского этноса вопрос языка и письменности не стоял так остро, как сейчас, саамский язык находится на грани его полного исчезновения. Язык и культура саамов имеют большое значение для русской и в целом для мировой культуры. В основе, почти четырехсот часто употребляемых слов языков индоиранской и индоевропейской групп народов, прослеживается корневая система слов саамского языка, диалектов - на которых говорят саамы Кольского Севера. Саамский язык кроме практического использования важен еще и тем, что его необходимо изучать, как один из праязыков народов мира.

К сожалению, на сегодняшний день исследованием языка Кольских саамов, его четырех диалектов (кильдинского, нотозерского, бабинского, еканьгского) и шестнадцати говоров, не занимается ни один из языковых институтов России, в т.ч. и системы Академии наук. Не смотря на объективные трудности, в настоящее время по предложению комитета по проблемам коренных малочисленных народов Севера администрации области, Правительством Мурманской области, специалистами комитета по образованию, Мурманского государственного педагогического института, Мурманского педагогического колледжа разрабатывается долгосрочная программа "Сохранение и развитие саамского языка, письменности и культуры", изучается вопрос открытия при Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования - кафедры саамского языка. Также, на правительственном уровне области, принято решение поддержать идею Союза саамов о создании международного саамского университета и непосредственно участвовать в формировании и реализации совместной программы" образования саамов Скандинавии и России.

Еще одной проблемой, для малых этносов, в том числе и для саамского народа являются процессы ассимиляции. Возрождение семьи, в которой бы оба родителя были саамами, и в которой бы звучала саамская речь и царила национальная культура, безусловно, способствовало бы развитию этноса. На сегодня молодые саамские семьи единичны. Примерно до 80% саамов России в возрасте до 50 лет родились в смешанных межнациональных браках. А отсюда забыт родной язык, безразличное отношение к национальным промыслам и как результат утрата образа жизни. К сожалению, многие из саамов о принадлежности к национальности вспоминают только тогда, когда речь заходит о государственных льготах. Гарантом сохранения саамского этноса Кольского Севера является только саамская семья.

В философии жителей Севера земля не принадлежит человеку - это человек принадлежит земле, поэтому особенно важное место, при рассмотрении существующих проблем коренных народов Севера, занимают вопросы, связанные с территориями традиционного природопользования.

В условиях Кольского полуострова государство для занятия оленеводством выделило хозяйствам СХПК "Тундра" СХПК "Оленевод", ОПХ "Восход" 7,5 млн. га пастбищ-ягельников, что составляет 50% от общей территории всей области.

В настоящее время в адрес Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов направлены предложения к принимаемому закону "О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока".

Тысячелетия аборигенные народы российского Севера свято из поколения в поколение соблюдали Основной Закон жизни - "Богатство природы мы не получили от своих предков, а взяли в долг у своих потомков". Речь в данном случае пойдет о прекращении заготовки оленьего ягеля-лишайника. На Кольском полуострове лишайник (в обиходе - олений ягель) представлен двумя доминирующими видами, Кладонией альпийской и Цетрарией исландской, основным кормом северного оленя.

Заготовка лишайника-ягеля идет для декоративных целей на площадях и в местах, согласованыых с конролирующими организациями. Полярным ботаническим садом-институтом и государственной экологической экспертизой комитета подготовлены соответствующие заключения на применяемую технологию по заготовке ягеля.

Данные работы осуществляются на участках предназначенных для отвода под рубки главного пользования, под ЛЭП и автотрассы.

За последние годы, вследствие снижения производственной и технологической дисциплины, отсутствия научно-методического обеспечения отрасли поголовье стада оленей области сократилось более чем на пятнадцать тысяч голов. Для исправления положения Правительством Мурманской области и принято постановление " О состоянии оленеводства и мерах по улучшению положения в отрасли", № 14-ПП/2 от 15.03.2000 г. Комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации Мурманской области разработан план практических мероприятий для исправления положения в отрасли.

Охота, как об один из видов традиционной деятельности коренных жителей Севера в экономике саамов занимает незначительное место. На территории Мурманской области, как такового, товарного охотничьего промысла не ведется. Однако ежегодно управлением охотничьего хозяйства Мурманской области пастухам-оленеводам, и, прежде всего, Ловозерского, Кольского и Ковдорского районов бесплатно выделяется по 15 лицензий на отстрел диких оленей и 5 лицензий на отстрел лосей, а также по 1-2 лицензии на отстрел медведей.

Рыболовство. Вылов пресноводной рыбы на озерах для своих нужд ведется всеми оленеводческими хозяйствами. На морском побережье, в горловине Белого моря, СХПК "Оленевод" ведет лов лососевых рыб на шести тонях.

Важное место в решении проблем связанных с коренными народами Севера является осознание и понимание саамами собственной роли, значение этноса - "Мы обращаемся ко всем северянам России. В конечном счете, наше настоящее и будущее зависит не от всеобъемлюющих госпрограмм, а, конкретно, от каждого аборигена. Нам всем и каждому из нас необходимо во имя настоящего и будущего наших коренных малочисленных народов Севера, преодолеть в себе личные слабости, подняться над собой, установить здоровый образ жизни, укрепить семью, воссоздать свой род, дать образование детям, научить их квалифицированному труду, бережливости, рачительному, как у наших предков, отношению к природе и к себе" (из стенограммы Схода коренных народов Севера, Ловозеро, март 1997 г.).
© ЦИТ МГТУ 2000-2003
webmaster@murman.ru
Наверх