Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
  русский | english
Туризм
Общество » Туризм » Основные положения стратегии развития туристической отрасли

Основные положения стратегии развития туристической отрасли

Стратегия развития туристической отрасли в Мурманской области базируется на основных положениях «Стратегии устойчивого развития в Российской Федерации» (1999 г.), « Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 гг.), новой «Концепции развития туристической деятельности в РФ» (2002 г.), «Стратегии развития Северо-запада Российской федерации» (2001 г.) и «Основных положениях стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. (2002 г.).

Туризм в Мурманской области можно рассматривать, как альтернативу другим видам бизнеса на европейском Севере России, его развитие будет способствовать изменению структуры хозяйства в сторону уменьшения зависимости от сырьевой направленности экономики.

Развитие туризма является органической частью государственной стратегии России и северных регионов в условиях трансформации экономики, направленной на сокращение разрыва с другими странами в уровне развития индустрии досуга и развлечений.

Развитие сектора туризма следует рассматривать как реализацию возможности интеграции российского туризма в мировой рынок туристических услуг.

Возможные виды туризма в регионе соответствуют модели потребительского поведения формирующегося среднего класса России, они привлекательны для зарубежных туристов. Экосистемы имеют крайне низкий ассимиляционный потенциал и хозяйственную емкость, что обусловливает необходимость развития экологически безопасных видов туризма.

Экологическая обстановка в основных рекреационных районах области отвечает требованиям, предъявляемым к условиям организации индустрии туризма.

Мурманская область обладает набором туристских отраслей и предприятий, обладающих конкурентоспособным потенциалом роста. Они образуют полюса или точки, рост которых стимулирует рост других предприятий и отраслей.

Стратегическими целями в развитии сектора туризма в Мурманской области является повышение качества жизни населения региона за счет удовлетворения потребностей населения в отдыхе, оздоровлении и в путешествиях, рост объема продаж туристского продукта и формирование конкурентоспособного туристского рынка, сохранение и приумножение потенциала туристских ресурсов региона.

Основу ресурсного потенциала туризма Мурманской составляют природные рекреационные ресурсы и уникальные памятники природного и культурно-исторического наследия, которые являются необходимым условием для развития устойчивого туризма и основой для создания конкурентного преимущества сектора туризма на Европейском Севере России и в Северо-Западном федеральном округе. Европейский Север России обладает культурно-историческими памятниками мирового значения (Кижи, Валаам, Соловецкие острова, Великий Устюг, Каргополь, Малые Карелы, центр Вологды, Кирилло-Белозерский монастырь), их туристическое использование создаст конкурентное преимущество сфере туризма региона на межрегиональных и международных туристских маршрутах.

К группе факторов, которые повышают потенциал развития туризма в области, также относятся географическое положение, относительная близость к центрам туризма России (Санкт-Петербург) и Скандинавии, доступность с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных видов транспорта, удовлетворительная оснащенность туристской инфраструктурой, гомогенность населения.

Туристские природные ресурсы региона имеют объективные и субъективные особенности, которые необходимо рассматривать как факторы, ограничивающие развитие сферы туризма и ее прибыльность. В группу объективных факторов входят: недостатки монополистической конкуренции, как модели рынка туристских услуг, низкие показатели допустимой рекреационной нагрузки, высокий уровень загрязнения окружающей природной среды в некоторых районах расположения туристских и рекреационных объектов. Субъективные факторы обусловлены несовершенством системы управления туризмом в России на всех уровнях; несовершенством налогообложения малого и среднего бизнеса; депрессивностью экономики в районах расположения туристских объектов.

Потенциал туристских ресурсов Мурманской области и европейского Севера в целом находится под угрозой уничтожения вследствие отсутствия у его владельцев (федеральный центр, субъекты федерации и муниципалитеты) механизмов, средств и политической воли для его сохранения и поддержания. В перспективе для развития туризма в Мурманской области возможны следующие угрозы из внешней и конкурентной среды:

  • Усиление противоречий между развитием горнопромышленного и топливно-энергетического комплексов, северным оленеводством, лесным хозяйством и отраслью туризма;
  • Рост монопольных цен на услуги всех видов транспорта, связи, энергии, жилищно-коммунальных услуг;
  • Введение в действие глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих экологические и ресурсные налоги;
  • Экономический спад в ведущих странах мира;
  • Терроризм;
  • Снижение численности населения;
  • Усиление явления «дикого» туризма и браконьерства.
В качестве благоприятных возможностей (шансов) для развития в перспективе можно ожидать:
  • Рост платежеспособного спроса населения региона в связи с оживлением экономики;
  • Реализация высокотехнологичных проектов по транспортировке нефти и разработке газовых месторождений;
  • Реализация государственной программы развития ледокольного флота;
  • Развитие воздушного транспорта Мурманской области и, прежде всего с развитие международных воздушных трасс (Полярного моста), соединяющих страны Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии. Федеральной службой воздушного транспорта России подготовлена Концепция "Модернизация системы организации воздушной деятельности на воздушных трассах Арктика - 1 (маршрут Лондон - Токио), Полярный - 1 (маршрут США - Китай), Полярный - 2, - 3, - 4 в Арктических и Северных континентальных районах России".
  • Реализация Проекта по реконструкции участка автомобильной дороги Кандалакша - поселок Алакуртти - государственная граница (МАПП " Салла") - одной из основных широтных "восток-запад" автодорог Баренцева Евроарктического транспортного региона. Проект предусматривает реконструкцию автодороги с устройством асфальтобетонного покрытия и строительство инфраструктуры по обслуживанию грузоперевозок. Реализация проекта позволит сократить расстояние перевозок между странами Европейского Союза и Северо-западом России.
  • Вступление РФ во Всемирную Торговую Организацию и другие
На нынешнем этапе до 2005 года туристская политика должна быть сконцентрирована на решение актуальных проблем по формированию институциональной инфраструктуры туристической сферы. В число этих проблем входят следующие:

1. Создание межведомственного координирующего органа при Правительстве Мурманской области для принятия сбалансированных решений по проблемам туристического комплекса региона, международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, пользования землей и рекреационными природными ресурсами.

2. Подготовка и внесение на рассмотрение Областной Думой проектов законодательных актов « О государственной поддержке и др.

3. Организация и реализация разработки «Стратегии развития туризма в Мурманской области до 2015 г.» и целевой региональной программы по развитию туристической индустрии на период до 2010 г.».

4. Поддержка туристической сферы туризма в рекламной и выставочной деятельности и др. Развитие институциональной инфраструктуры туризма позволит увеличить импорт турпродукта, что повлечет за собой рост объема услуг в 2005 г. в 1,29 раза по сравнению с 2000 г., число туристов, принятых из-за рубежа увеличиться в 1,32 раза, число фирм – в 4 раза. Рост числа туристских фирм произойдет в случае закрепления за цивилизованным частным туристическим бизнесом в форме аренды наиболее ценных рекреационных туристских территорий.

Общее число туристских фирм в Мурманской области достигнет 163 – 200, среди них по-прежнему будут преобладать малые фирмы со средним числом занятых от 5 до 10 чел. в расчете на одну фирму.

Среднемесячная заработная плата работников занятых в сфере въездного туризма будет превышать по величине среднюю по промышленности, в фирмах, отправляющих граждан за рубеж и за пределы области, она будет ниже средней по промышленности. Число занятых в туристическом частном бизнесе вырастет к 2015 г. соответственно по сценариям в 2,8 раза.

 

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru