Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
 
Экология

Особо охраняемые территории

Ядерная и радиационная безопасность

Экологические проекты и программы

Состояние природной среды и проблемы экологии на кольском полуострове:

Природа » Экология » Ядерная и радиоционная безопасность » Утилизация РИТЭГов

Утилизация РИТЭГов

РИТЭГи на площадке временного хранения
РИТЭГи на площадке временного хранения
Реализация проектов по утилизации РИТЭГов имеет огромное значение для снижения риска радиационного воздействия на здоровье человека и окружающую среду Кольского полуострова и акваторий Баренцева и Белого морей.

В течение последних двух лет с территории Мурманской области было вывезено 800 тысяч Кюри радиоактивных веществ. Эти опасные вещества находились в 25 радиоизотопных термоэлектрических генераторах (РИТЭГ), используемых в качестве источников электропитания на маяках.

Загрузка РИТЭГов в специальный вагон. Территория РТП "Атомфлот"
Загрузка РИТЭГов в специальный вагон. Территория РТП "Атомфлот"
Технология утилизации РИТЭГов состоит из 4-х этапов.

Этап 1. Проведение обследования специалистами института Минатома РИТЭГов в местах их нахождения для определения условий транспортировки.

Этап 2. Доставка РИТЭГов с побережья Баренцева моря вертолетом на промежуточную площадку сбора и водным транспортом на территорию РТП "Атомфлот" для загрузки в специальный вагон.

Внутри "горячей камеры". Радиоизотопный источник загружается в технолгоическую корзину. ВНИИТФА г. Москва
Внутри "горячей камеры". Радиоизотопный источник загружается в технолгоическую корзину. ВНИИТФА г. Москва
Этап 3. Отправка РИТЭГов в специальном вагоне по железной дороге в г. Москву во Всесоюзный научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации для разборки и извлечения из них радиоизотопных источников. Радиоизотопные источники помещаются в специальные транспортно-технологические контейнеры и загружают в специальный вагон.

РИТЭГи на выдвижной платформе специального вагона
РИТЭГи на выдвижной платформе специального вагона
Этап 4. Отправка извлеченных из РИТЭГов высокоактивных радиоизотопных источников в транспортно-технологических контейнерах специальным железнодорожным вагоном на ПО "Маяк" (г. Озерск, Челябинская область) для захоронения.

 

 Утилизации 3-х аварийных РИТЕГов

15 мая 2001 года при проверке состояния средств навигационного обеспечения Кандалакшского порта специалистами Гидрографической Службы Северного Флота были обнаружены три разрушенных РИТЭГа. Уровень радиационного фона вокруг них составлял 100-500 Милли Рентген в час. На поверхности извлеченного хулиганами источника уровень радиационного фона превышал 1000 Рентген в час.

Контейнер с радиоизотопным источником и сигнальным буем в лодке
Контейнер с радиоизотопным источником и сигнальным буем в лодке
О радиационной аварии были проинформированы население Мурманской области и население провинции Финнмарк. Учитывая необходимость оперативного решения всех вопросов, связанных с ликвидацией радиационного инцидента, и тот факт, что Норвегия уже выделила на утилизацию РИТЭГов в 2001 году финансовые средства, норвежская сторона согласилась финансировать утилизацию аварийных РИТЭГов.

5 июня 2001 года был заключен контракт между Губернаторами Мурманской области и провинции Финнмарк. Комитетом по конверсии, ядерной и радиационной безопасности срочно были заключены контракты с исполнителями работ. Для ликвидации радиационной аварии необходимо было вначале собрать все высокоактивные источники в одном месте, установить защиту для снижения радиационного фона, организовать охрану и изготовить специальные контейнеры для транспортировки. В создавшейся ситуации наиболее оптимальным решением по транспортировке радиоизотопных источников из г. Кандалакши в г. Москву, во ВНИИТФА, являлся автомобильный транспорт.

Захоронение радиоизотопного источника на ПО "Маяк"
Захоронение радиоизотопного источника на ПО "Маяк"
Заключительный этап ликвидации аварии начался в пять часов утра 9 июня, и уже вечером в 19 часов транспортный контейнер с тремя источниками погрузили в специальный автомобиль. 10 июня 2001 года в 11 часов дня загруженный автомобиль в сопровождении машины ГИБДД выехал в г. Москву.

После ликвидации радиационной аварии в местах нахождения радиоизотопных источников были взяты на анализ пробы грунта, воды. Загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами не выявлено.

После доставки радиоизотопных источников во ВНИИТФА они были перегружены в другие транспортно-технологические контейнеры и отправлены на ПО "Маяк" для захоронения.

 

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru